Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 4 - Поэты-рыцари

Поэты-рыцари


    Когда мы слышим слово «трубадур», у большинства, скорее всего, в памяти возникает образ бродячего музыканта, юного и очаровательного хиппи – персонажа замечательных мультфильмов «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов». Эти фильмы сняты по мотивам известной сказки братьев Гримм. Всем знакома также серенада Принцессе на стихи Юрия Энтина и музыку Геннадия Гладкова в исполнении Муслима Магомаева:
    
    Луч солнца золотого
    туч скрыла пелена,
    И между нами снова
    Вдруг выросла стена…
    
    В сознании современного человека трубадур – это прекрасный юноша, поэт и музыкант, слагающий стихи в честь своей Дамы Сердца и исполняющий их под её балконом, аккомпанируя себе на лире… Именно такой образ сложился под влиянием романтической европейской поэзии XIX века, одним из увлечений которой было подражание античности и «романтическому» средневековью.
    
    В действительности, все было гораздо прозаичней.
    Слово «трубадур» происходит от прованского trobar — находить, слагать стихи или «трувер» от французского trouveres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять. В Англии их называли менестрелями от английского minstrel – слуга, а в Германии миннезингерами.
    Первые трубадуры появились на юге Франции в Провансе в конце XI века. Расцвет их творчества пришёлся на XII — начало XIII столетия. Вначале трубадурами были крупные феодалы, и среди 350 трубадуров насчитывается, по крайней мере, 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие, менее богатые, феодалы, обладающие, тем не менее, замками и вооруженными отрядами.
    Позже социальный круг стал расширяться, сохраняя все классовые барьеры и предрассудки. Были в рядах трубадуров священнослужители (начиная с папы и пары епископов и кончая монахами и канониками), а так же представители других сословий.
    Темы творчества у трубадуров были разнообразными. В общем, творчество трубадуров можно разделить на два периода:
    до середины XII в. — творчество труверов носит анонимный характер, а его содержание как по форме, так и по сюжетам приближается к народной поэзии. Основные жанры — романсы или «ткацкие песни»;
    позже, в процессе развития творчества, приблизительно в 1150—1240 гг., поэзия становится более сложной и обретает личностный и куртуазный характер. Содержание определяется светско-рыцарским мировоззрением с его "культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы".
    


    Но, как бы там ни было, именно поэзии трубадуров мы обязаны за происхождение жанра любовной лирики и таких её высочайших образцов, как сонеты Петрарки к Лауре, циклы Данте, посвящённые Беатриче, и, наконец, сонеты Шекспира, посвящённые Смуглой Даме.
    
    В 19-м веке в Европе произошёл взрыв интереса к рыцарской поэзии трубадуров. Появилось много авторов, разрабатывавших эту тему. В Англии Вальтер Скотт создаёт свои рыцарские романы, самые известные из которых «Айвенго» и «Квентин Дорвард». Эдмон Ростан пишет изумительную романтическую драму «Принцесса Грёза» на сюжет легенды о трагической любви правителя Блаи – Джауфрея Рюделя к некоей Трипольской графине. До Ростана эту тему разрабатывали Уланд, Гейне, Суинберн, Кардуччи, но именно его пьеса имела большой успех. В премьерном спектакле в 1885 году принцессу Мелиссанду играла великая французская актриса Сара Бернар.
    В конце 19-го начале 20-го века пьеса эта была очень популярна и в России. Её ставили многие театры, а в 1912 году на сцене летнего театра в Малаховке её ставит Таиров для Алисы Коонен, которая в последствии станет великой трагической русской актрисой.
    В 1889 году Михаил Врубель создаёт на этот сюжет свои великолепные панно для оформления художественного павильона Нижегородской промышленной и сельскохозяйственной выставки.


    Огромное влияние идеология куртуазной поэзии трубадуров оказала и на Блока. Его первая книга стихов «Стихи о Прекрасной Даме» посвящена Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, на которой он женился в 1903 году. Известно, что их личные отношения определялись рыцарскими идеями куртуазности, и два великих поэта - Александр Блок и Андрей Белый - чувствовали себя трубадурами одной прекрасной Дамы.
    
    Ира Арт
    
    
    Источники:
    http://www.monsalvat.globalfolio.net/saitmap.htm
    http://www.russianplanet.ru/filolog/medieval_poets.htm
    http://globalfolio.net/archive/index.php?sid=c7aeafae590933717ff61eda5e31dbc4
    http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27223/
    http://www.9-a.ru/


Главная - Конкурсы - Королевский турнир - 4 - Поэты-рыцари

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru