Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Обзор десятый (печально-праздничный) (Фома Ухмылкин)


Обзор десятый (печально-праздничный)

(Фома Ухмылкин)


«Каждый обзор – это всего лишь
моё субъективное мнение, не
претендующее на истину в
в последней инстанции»

Фома Ухмылкин




     Начну я этот обзор с двух стихов про осень, расположенных рядышком на Главной. И название у обоих одинаковое – «Осень». Хоть и зима уже на дворе, а предшественница её не отпускает поэтов, вдохновляя на новые «нетленки».
    
    1. Валентина Букреева «Осень»
    
     Примечательно, что вместо эпиграфа автор разместил два слова: стихотворение про осень. Вдруг названия произведения окажется недостаточно, так чтобы уж читатель наверняка знал, о чём пойдёт речь. И тут всё, действительно, без обмана.
    
    В вечерней тишине повис
    Дух угасающего лета,
    И рано пожелтевший лист
    В покорном ожидании ветра.
    
     В черновике, видимо, было «ожиданьи», но мягкий знак потерялся где-то по дороге.
    
    Ещё осенние цветы
    В восторженном благоуханье,
    Увы, не ведают они
    Ожога заморозков ранних.
    
     Правильно – благоуханьИ.
    
    Не вызревший калины куст
    Не ищет птичьего вниманья
    И лес далёкий тих и пуст
    Лелеет грусть воспоминаний.
    
     У меня сложилось впечатление, что стих написан в 19 веке. И пожелтевший лист, и угасающее лето, и вечерняя тишина, и грусть воспоминаний уже давно набили оскомину. Единственное, что привлекает, так это ожоги заморозков ранних. Красиво, ничего не скажешь! Но и только.
    
    2. Наталия Мария «Осень»
    
    Возмутилось небо спозаранку,
    Заблестели лужи у крылечка.
    Встретила я осень-оборванку
    Вновь без обручального колечка.
    
    И опять с тоскою на дорогу
    Я гляжу в редеющую просинь.
    Пленница российского острога
    Провожает пуританку-осень.
    
     Это стихотворение произвело на меня противоположное впечатление, хотя «крылечко-колечко» и «осень-просинь» те ещё «потаскухи», но какова подача! Как это всё ловко скомпановано и увязано! Лаконичная грусть.
    
    3. Михаил_Распутин «Вопрос»
    
    Крадётся неслышно на мягких лапах
    Тёплый пушистый кошачий запах,
    Мурлычет на ухо про самое главное,
    Кружась в темноте бесшумно и плавно.
    
     Допустим, запах может быть тёплым, и даже горячим, если засунуть голову в кастрюлю с кипящим борщом. Но пушистым он никогда не будет по определению. И уж тем более не сможет мурлыкать на ухо, ещё и одновременно кружась при этом.
    
    Потом отпускает и снова на ухо
    Нежно мурлычет, словно подруга...
    И вдруг, заскучав, удаляется прочь,
    Даже не пожелав спокойную ночь.
    
     «Ухо-подруга» - рифма довольно спорная. Да и желают перед сном спокойной ночи, а не «спокойную ночь». Не глянулось.
    
    4. Храброва Александра
    
    Сказка о любви
    
    Свет мой! Ты уверен, что любовь настолько глубока,
    что не зарастёт в уюте стеблями сухого тростника?
    Что не будет чахнуть в тени дряхлой немощи и боли?
    Что однажды жажда воли вдруг не распахнёт крыла,
    соблазнившись страстной новизной?
    
     Как может расти сухой тростник – ума не приложу!
    
    Мой Малыш, любовь моя!
    Погружаясь в тайные глубины, ведомые нам одним,
    мы не захлебнёмся тиной, к свету воспарим...
    Щедро наградила нас с тобой судьба,
    дав в полёт единый верных два крыла,
    а когда наступит час наш роковой,
    то на небе вспыхнем звёздочкой одной...
    
     Вот уж воистину щедрость, так щедрость: по одному крылу на брата! У Пугачёвой даже песня про это была.
    
    5. Молчанов Виталий «Узелки»
    
    На тебя и меня случай ставил силки.
    Мы попались, вдвоём затянув узелки.
    
     Уже интрига! С самого начала. Это хорошо! Мужчины любят, когда речь идёт про охоту, у них природа такая: добытчики, что поделаешь!
    
    Не жена и не муж, не друзья, не враги
    Просто сделали шаг: я коснулся руки,
    Ты коснулась руки…
    
     Очень зримо, но в то же время и элемент недосказанности имеется, поэтому картинка у каждого читателя в сознании будет своя.
    
    Вдруг остались одни.
    Наши ночи не спали, обнявшие дни.
    Наши губы шептали и пили из губ –
    Я дыханье твоё, ты моё…
    Случай глуп,
    Cлучай слеп,
    Но безжалостно сжали тиски
    Петли страсти, под горло вдавив узелки…
    
     Любовная лирика, как она есть! Ах, эти узелки страсти! Любили ли Вы, читатель, когда-нибудь? Что за глупый вопрос я задаю! Конечно – ДА!!!
    
    … И послышался стон, и посыпался смех,
    И полезли скелеты из шкафа при всех,.
    Взбаламутив семейного озера гладь:
    – Ты дурак, а она ненормальная блядь!..
    Но смотрели глаза неотрывно в глаза.
    Тело с телом сплелось, как с лозою лоза.
    До упора в душе натянулись колки –
    Мы гитара, и, струны связав в узелки,
    Не звучим,
    Не кричим,
    Звонко в мир не поём –
    Тихо позднее счастье лелеем вдвоём,
    Что согрело любовью в сердцах уголки.
    … Нас убьют узелки,
    Пусть убьют узелки…
    
    
     Вот эти переходы: «Случай глуп, случай слеп…», « Не звучим, не кричим…» - они, как ажурные мостики внутри стиха, который я стал сначала резать на куски, как копчёную колбасу, но потом жалко стало.
     Очень понравилось произведение! Перечитал несколько раз с нескрываемым удовольствием. Молодец, Виталий!
    
    6. Юрий Боярский «Летчикам ВОВ.»
    
    Ветер рвет облака.
    Нам с тобою пока
    Целый час до разведанной цели.
    Мы молчим сквозь эфир.
    На ладони весь мир.
    Лишь моторы поют свои трели.
    
     Видимо, речь идёт о штурмовиках Ил-2. «Молчим сквозь эфир» как-то не очень. Что значит – сквозь?
    
    Мессершмиты!
    Ла-пятки ушли на пике,
    На себя огонь вызывают.
    Наша цель вдалеке,
    Нам бы, нам налегке,
    Но зенитки, падлы, мешают!
    
     Размер ушёл. Видимо, вместе с Ла-5. И выпала рифма в первых двух строчках, но автор выкрутился, и подвесил «пике» к «вдалеке-налегке».
    
    Справа взрыв.
    Я в дыму!
    Но тяну, как могу:
    Две минуты всего лишь до цели
    А потом, все равно…
    Обернулся в окно:
    Cзаду мессер зашел, неужели!
    
     «В дыму-могу» - просится рифма поточнее. А вот «до цели-неужели» хорошо! Ну, а «сзаду» вообще ни в какие ворота не лезет – ни сзаду, ни спереду!
    
    Ручку в низ! Полный газ!
    А мы видели вас!
    А зенитки в упор. Мимо!
    Мимо!
    Ахтунг! – значит Атас!
    Ахтунг! Эс Вас ист Дас?
    Сброс! И бомбы уходят красиво.
    
     Два союза «А» в начале соседних строк смазывают впечатление. «Ахтунг! – значит Атас!» Неправда Ваша, господин Автор! Не вводите читателя в заблуждение! Ахтунг – значит, внимание! И что это за «Эс» перед «Вас ист Дас»?! И почему «Дас» с заглавной буквы?! Ваш покорный слуга по дурости своей учил в школе немецкий, отсюда и вопросы. А на немецкий я пошёл, потому что четыре слова уже знал – хенде хох, хальт и аусвайс – и думал, что учиться мне из-за этого будет проще. Ну, не дебил?! Через несколько лет все слушали музыку на английском, а я всего лишь понимал некоторые фразы в фильмах про войну. Простите, отвлёкся.
    
    А я ниже к земле
    Даже вижу уже,
    Как петляют зайцами Фрицы.
    Мой ревет пулемет.
    Кто то, матом орет:
    Уходи! И уйду! Будем живы!
    
     Опять мне рифмы не понравились: «земле-уже», «Фрицы-живы». «Уходи!» - это не мат! Или я безнадёжно отстал от жизни?!
    
    А куда уходить?
    Если Ил мой подбит!
    И последняя песня мотора.
    Разворот вдоль шоссе,
    Выхожу на глиссе,
    За спиною горит родной город…
    
     В последней строке «родной» не попал под ударение и болтается между соседними словами, как…
    ……
    Стела, винт и горнист.
    Здесь погиб коммунист
    Летчик-ас, штурмовик:
    Петр Егоров.
    
     К моему сожалению, не нашёл в поисковике этого лётчика. И всё же, несмотря на замечания, стих заслуживает похвалы! Уж больно много сделали для нас эти мужественные люди в годы войны! Светлая им память! И респект автору за обращение к теме!
    
    
    7. Леонид Терех «избушка»
    
    Убаюканный брагой пьянючей
    С мухоморной забористой стружкой
    Обронил я на донышко ключик
    От своей заповедной избушки,
    Где на полке стоит моя кружка
    А на коврике спит моя кошка,
    Где гремела в груди погремушка
    О любви к холодцу и окрошке.
    
    И не жалость змеёй меня жалит –
    Греет память почище фуфайки:
    Там меня, непутёвого, ждали
    С лаской в койке и с веником в баньке.
    Там мой день не зашторен в окошке,
    Там мой сон не вспугнуть хоть из пушки,
    Жаль, остались лишь рожки да ножки
    Кругаля нарезать по опушке.
    
     «Пьянючей» у меня ассоциируется с «вонючей». Видимо, в силу недостаточного воспитания. На этом мои поёживания и оттопыривание нижней губы закончились. А стих просто чудесный! Так и захотелось в баньку с веничком и ласки в койке! Столько шипящих, а стихотворение тёплое, грустное, слегка ироничное. Такой микст вкусный получился! Так бы кружечку со стружечкой и тяпнул! Да нельзя! Обзор писать надобно. Охо-хо…
    
    8. Цветков Леонид «Грешным делом»
    
     Творчество этого автора близко мне по духу, ибо я стихоплётствую примерно в том же стиле.
    
    Много есть занятий скверных,
    Называемых «грехи»,
    Не считал, ну, сто примерно,
    Среди них – писать стихи.
    
     Только ленивый не рифмовал грехи со стихами, да, пожалуй, и они не брезговали.
    
    Грех не очень, если честно,
    Ну, да разве в этом суть,
    Что средь них на сотом месте
    Он, наверно, где-нибудь.
    
    Хоть и мал, а мерзок, гадок,
    Наподобье анаши,
    И, как всякий грех, он сладок
    Для невинныя души.
    
    Влезет как-нибудь под осень
    К беззащитной той в ночи,
    И к утру она уж просит:
    «Научи да научи!»
    
     «Гадок-сладок» - тоже не изыск! И что это за «та беззащитная»?! Инкогнито, да и только! Все эти «приблизиловки»: «не очень», «если честно», «наверно», «наподобье», «где-нибудь», «как-нибудь» напомнили мне кучу космического мусора на орбите – толку от него никакого!
    
    Ведь в стихах и навык нужен
    И особенная прыть,
    Охмурить, к примеру, музу
    Не хухры тебе мухры.
    
    Как стихами мозги пудрить
    Да навешивать лапшу
    Лохам всяким и лахудрам,
    Так и быть уж – напишу.
    
     Вот тут я и свои косяки узнаю: «ведь» да «уж» меня, ох как любят! Отрадно видеть, что не меня одного. Стих очень длинный, полностью приводить смысла нет. Юмор плоский и на уровне плинтуса:
    
    
    Кстати, тем, кто о природе
    Пишет, стен и крыш во вне -
    Во саду ли в огороде
    Не пишите по весне.
    
    А не то жена ль подруга
    Вас зарежет без ножа,
    Но лопатой или плугом,
    Защищая урожай.
    
     Ну, как? Смешно?! Но одна-единственная находка всё же есть. Вот она:
    
    Звякнет Ленка или Вовка,
    И стишок, глядишь, померк
    И остался без концовки,
    Как вот этот, например.
    
     Спасибо за «незавершонку»! И так притомился изрядно от оного опуса.
    
    9. Молчанов Виталий «Мирное время»
    
     Впервые в моём обзоре два произведения одного автора. Это не ошибка. Просто не мог пройти мимо, уж больно хорошо написано!
    
    В избе тепло. Привычно пахнет бражкой,
    И остро – свежеструганной сосной.
    Сынок родился, говорят, в рубашке
    У Марьюшки под самый выходной.
    
    Когда дома к земле давила стужа,
    И к тёплой печке жались баюны,
    Раздался крик, стряхнув лепнину кружев
    Со стёкол в отражённый свет луны.
    
    Как бисером расшитая дорожка –
    Небесный самотканый рушничок,
    Чтоб по нему прошли босые ножки,
    Не обморозясь, в облачный чертог.
    
    «Родимчик», – рот прошамкал повитухи:
    «В рай полетела детская душа».
    При тусклой лампе свёкор шил подпруги,
    Дырявя кожу остриём ножа.
    
    Не чахнуть внуку в царской каталажке
    Не гнить в окопах Первой мировой…
    У Марьюшки родился сын в рубашке
    И умер в ночь под самый выходной.
    
    Где от полозьев чёрные полоски
    Морщинами легли на ровный снег,
    Метель морозно-ветряной двухвосткой
    С плеча хлестала уходящий век.
    
     Вот такой, на мой взгляд, и должна быть поэзия! Без выпендрёжа, без желания во что бы то ни стало выжать слезу у читателя, но за душу цепляет! И ещё как цепляет!
    
    10. Влад Снегирев «Константин Бальмонт»
    
    Твои стихи – оазис голубой
    Для путника, бредущего в пустыне.
    Какое счастье - встретиться с тобой
    В твоем саду на ледяной вершине.
    
     «Твои», «с тобой», «в твоём» - не многовато ли для одного катрена?!
    
    Они так часто для меня пример,-
    Изысканный, загадочный и странный;
    Во власти духа призрачных химер
    Проходят дни с улыбкою туманной.
    
     Кто «они»? Или что «они»? Сады? Вершины? Ах, вот оно в чём дело! Стихи, оказывается. Так про них автор ещё во второй строке первого катрена закончил, поставив точку.
    
    И миг забвенья длится без конца:
    Пока хохочут струны, пляшут тени,-
    Как брызги слез с печального лица,
    Как беспокойный рой живых видений.
    
     Ох, многое бы я отдал, чтобы послушать хохочущие струны! А брызги слёз без конца?! Неужели, впав в состояние печали, человек так и будет разбрызгивать слёзы до бесконечности? Не верю я этому! Рано или поздно он умрёт, и слёзы прекратятся.
    
    И прежнее, где жил с тревогой я,
    К которому теперь уж нет возврата,
    Теперь так далеко, как та земля,
    К которой долго плыл Колумб когда-то
    
     Тут уместно привести мою рецензию к этому произведению:
    
    Свой стиш я тут же разместить стремлюсь,
    Пусть он сырой, расплывчатый и скорый.
    Зато быстрей заучат наизусть:
    "Теперь-теперь", "к которому-к которой".
    
     Ну, теперь-то «та земля» не так уж и далеко. Сел в «Боинг», да полетел. Это Колумб плыл. И мы поплыли дальше.
    
    11. Доминик Аверен «Быть может, не распят я на Голгофе...»
    
    Быть может, не распят я на Голгофе,
    И слово не сорвал я с ваших уст,
    Но в этом мутном, с поволокой кофе
    Я чувствую и слышу пальцев хруст.
    
     «Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап!» Дело вкуса, конечно. Один сдуру засунул конечность в реку, другой в кофе. Ну, да «чем бы дитя не тешилось…»
    
    Я помню, как тащили, избивали
    Уставшими гвоздями ваших рук
    Моё живое, впрочем, уж едва ли,
    Телесное вместилище для мук.
    
     О. Господи! Вот это жесть! «Уставшие гвозди рук» - душераздирающий образ! Гвозди, видимо, пальцы.
    
    Я помню, как Вы вешали за шею,
    И камни прилетали в морду мне.
    И Вы сказали людям: я замшею,
    Как пыль на придорожном валуне.
    
     Тут автор решил обязательно пояснить, за что вешали героя, вдруг читатель не в курсе?! За шею! Помните, у классика: «Отморозил пальцы рук и уши головы.»? Здесь тот же соус.
    
    Вы помните? А я, конечно, помню,
    Как Вы смеялись, рвали мне рукав,
    И загоняли искорку в жаровню
    Пустых глазищ, попутно оболгав,
    
     « Вы помните, Вы всё, конечно, помните,
     Как я стоял, приблизившись к стене…» Не правда ли, перекликается с Есениным?! «Пустых глазищ»?! Скорее всего, глазниц. Или это глазища, не выражающие ровным счётом ничего? Тогда да, пустых.
    
    Назвав меня не-ве-жо-че-ло-ве-ком,
    Вы вбили в моё сердце толстый крест.
    И я вишу здесь о’т веку и к ве’ку,
    Ворон кормя на сто шагов окрест.
    
     Обычно вбивают кол, в основном – осиновый, а здесь крест. Оригинально! Чем же она его туда заколачивала? Пудовой кувалдой?! Или с водителем копра договорилась? Да ещё в сердце висящего человека! А он, как мы помним, за шею повешен. Жуть! При этом он ещё и ворон кормит, но радиус кормёжки строго ограничен сотней шагов. И ежели птица удалилась на 101 шаг, то рискует остаться без ужина.
     Напомню, как начинается сие нетленное произведение:
    
    Быть может, не распят я на Голгофе,
    И слово не сорвал я с ваших уст…
    
     А «не-ве-жо-че-ло-ве-ком» - ужель не слово? Пусть и корявое, и труднопризносимое, даже сам автор может его только по слогам произносить. Но слово-то он всё-таки сорвал! Короче, опус тот ещё!
    
    12. Игорь Древлянский "Под Рождество"
    
    «Когда в городе гаснут праздники»
    И за окнами – снегопадь,
    Мнится – были огни напрасными
    Там, где нынче – белая гладь.
    Темнотой обезмолвлены улицы,
    Тишиной укрыта душа.
    Так зачем же бреду, ссутулившись,
    Спотыкаясь и чуть дыша,
    Сквозь напастей колючие замети
    И поземку жестоких лет?
    Но я вижу за белым знаменем
    От Свечи незабвенный свет,
    И в груди хриплым жаром огненным
    Разгорается слов колесо…
    Снег идет, и ребенком прогнанным
    Я проваливаюсь в сладкий сон…
    
     Очень понравились и «снегопадь», и «напастей колючие замети», и «слов колесо». Концовка хороша! И предоставленной возможностью домыслить, и связующей ниточкой с детством. Правда, в первой строке, в слове «когда» ударение просится на первый слог, что не есть хорошо, но это цитата, а по сему критиковать не берусь: кто я, и кто Галич?!
    
    13. ХамелеON «В счастливых глазах утопаю»
    
    Подлетают и тают снежинки,
    Превращая мир в добрую сказку.
    В волосах - снег, во взгляде - смешинки,
    И цвет глаз такой чистый и ясный..
    
     Проблемы с ударениями. Как прочитать третью строчку, не сломав язык?! Я знаю, как!
    
    ВволосАхснег, во взгляде - смешинки,
    
    Я смотрю, не могу оторваться
    От тех глаз, где живут бесенята,
    А когда час придёт расставаться,
    Там бездонная пропасть утраты.
    
     Та же история: «акогдАчас придёт расставаться». И «от тех глаз» напрягает. Было бы «от очей» - легко прокатывает, но это дело автора.
    
    И так хочется взять и остаться,
    Позабыть про дела и запреты,
    В синеве чистой-чистой купаться,
    На признанья в ней видеть ответы.
    
    Как снежинка в руках твоих таю,
    Когда ты обнимаешь за плечи,
    И в счастливых глазах утопаю,
    С мыслью "вот бы остаться в них вечно".
    
     Только и делаешь, что чертыхаешься, запинаясь за всевозможные кочки. Я бы этот стиш учебным наглядным пособием сделал, как не надо писать.
    
    14. Александр Елисеев
    
    
    ещё не смерть...
    
    ...и сумерек осенних сеть
    пленительней иной свободы...
    о стынущая кровь природы!
    уже не жизнь,ещё не смерть...
    
    и не успеть...
    и не суметь...
    запеча-тлеть сего исхода...
    и лишь со светом вместе тлеть...
    
     «Краткость – сестра таланта!» Разве нет? А запятушку после «о» всё же стоит поставить, раз уж обращаетесь к крови природы.
    
     Следует заметить, что к концу года авторы заметно подравнялись, общий уровень представленных произведений значительно вырос. С одной стороны это не может не радовать, а с другой я рискую остаться без куска хлеба, потому как вылавливать мелких блошек – занятие утомительное, а опусы, в отношении которых можно оттянуться на полную катушку, куда-то постепенно исчезли, в этом обзоре их нет. И Фома откровенно заскучал. Это я для модераторов пишу, вдруг прочитают, и отвернутся от монитора на секундочку во время выполнения своих прямых обязанностей по отсеиванию. И вот тогда-а … Только чур не тормозить! Модераторы спросят меня: «Почему?!» А я им отвечу! «Если уж уступать, то сразу, - и тебя назовут великодушным. Hо если уступишь после размышлений - решат, что ты слаб.» Это сказал Жан Ростан. А я напомнил.
    
    Фома Ухмылкин.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

30.12.2009 22:47:24    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Дражайший Фома, благодарю от всего сердца!

Правда, я думал, что будет порция критики. Мне кажется, в этих моих конкретных строках есть что покритиковать, есть слабины. И я надеялся на помощь. :) Вообще конструктивную критику воспринимаю с большой благодарностью, даже если не согласен с какими-то доводами рецензента. Но даже если и не согласен, все равно прислушиваюсь, ибо мне особенно важно в силу некоторых причин мнение читателя.

С уважением,
     
 

01.01.2010 14:51:32    Фома Ухмылкин Отправить личное сообщение    
Покритиковать ещё успеется, Игорь. В данном случае не усмотрел. С наступившим Вас!

с уважением, Фома.
       

31.12.2009 18:19:44    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
У меня тост: чтобы у Фомы всегда был кусок хлеба! (И желательно, с икрой)
С наступающим!!! :-)
     
 

01.01.2010 14:53:10    Фома Ухмылкин Отправить личное сообщение    
"Если кто-то кое-где у нас порой"
Белый хлеб рубает с чёрною икрой...
       

31.12.2009 18:28:29    Санди Зырянова Отправить личное сообщение    
Фома, хорошая дельная статья, хотя я и не во всем с Вами согласна. Вдумчивый Вы читатель. Но хочу Вас подправить: у Ю. Боярского "Молчим сквозь эфир" - это, если хотите, летчицкий сленг. Не летчик так не скажет. Вам вот резануло глаз, а меня убедило, что автор знает, о чем пишет. Удачи и с Новым годом!
     
 

01.01.2010 14:57:22    Фома Ухмылкин Отправить личное сообщение    
Санди! Вы служили в штурмовой авиации?! Простите, не знал. А то, что статья, с Вашей точки зрения, "хорошая дельная", так это оттого, что Вас в обзоре нет. С Новым Годом! Благополучия и здоровья Вам и Вашим близким!
       

15.01.2010 16:12:23    AC Отправить личное сообщение    Заметки потустороннего
По четвёртому пункту, относительно двух крыльев на двоих у Александры Храбровой, есть такая притча:

Бог сотворил людей ангелами, но каждому дал только одно крыло. С тех пор люди могут летать только крепко обнявшись друг с другом.

Отсюда и у Пугачёвой:
Без меня тебе любимый мой лететь с одним крылом ...

Вот и Валерий Леонтьев пел про рояль:
И летел он на рояле
Нажимая на педали,
У рояля есть одно крыло...

:)
     
 

Главная - Кафедра - Обзор десятый (печально-праздничный) (Фома Ухмылкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru