Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Требуйте от себя честности (Александр Кожейкин)


Требуйте от себя честности

(Александр Кожейкин)


Размышления о литературных штампах и не только о них
Чересчур сильный антибиотик или вместо вступления

    На написание данных заметок меня толкнули две тенденции, быстро набирающие силу. Они характерны не только для нашего сайта. Первая – это рост индивидуального мастерства поэтов. Вторая тоже налицо – грибообразно растет поток стихов бесцветных, серых, банальных и корявых. Многие сайты заполонили блеклые «страдания» графоманов. Для них типичны бесконечные банальные перепевы с рифмами: «кровь – любовь – вновь», «вечность – бесконечность», «слёзы – грёзы», «роза – мороза – мимозы». Порталы задыхаются от засилья бездарных штамповок, и целые фразы заимствуются друг у друга так же просто, как и отдельные слова. И не случайно уже многие сильные поэты чураются этой виртуальной витрины из чувства брезгливости по отношению к авторам таких произведений.
    Увы, но мой любимый (не скрою) сайт Клубочек после проведения ряда известных организационно-технических мероприятий напоминает крепыша, которому осторожный лекарь прописал чересчур сильный антибиотик. Мощное лекарство уничтожило вместе с вредными микробами и полезные бактерии, составляющие сбалансированную микрофлору. И хотя крепыш быстро поправился, нагуляв румянец, но иммунитета к вредным бациллам у него (пока) не выработалось.
    Да, раньше градус полемики был высок. Были и баталии, доходившие до личных оскорблений. Группа известных, критически настроенных читателей артельно бомбила всех авторов подряд, била квадратно-гнездовым методом, выметая вместе со слабыми поэтами и талантливых, подающих надежды. Многие, как и я, поддержали администрацию в плане создания доброжелательной и конструктивной атмосферы на сайте. Мне казалось, получилось.
    Ситуация изменилась. Но возникли другие нюансы. Недавно потратил час на анализ стихотворения одного нового поэта Клубочка, отметив все хорошие и неудачные его стороны. Моя объемистая рецензия не провисела и пяти минут, и теперь под весьма спорным стихотворением этого поэта только ряд хвалебных отзывов. Но речь не об этом мелком случае, в конце концов, не буду больше писать я отзывов этому автору, только и всего. Разговор о ситуации в целом.
    Постановочный вопрос: как улучшить атмосферу на Клубочке и одновременно восстановить «микрофлору» критики», способствующую созданию нормальной работы «организма» нашего сайта?
    Можно воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя практикой градации авторов. Допустим, стирать отзывы смогут только поэты, достаточно мастеровитые и хорошо себя зарекомендовавшие в творчестве. Но это не моя компетенция, а магистров и администрации.
    Я же воспользовался другой возможностью – высказаться. Поклон за это администрации, которая не боится обсуждения весьма острых проблем. И прошу извинить меня тех поэтов, стихотворения которых я буду ниже цитировать. Я делаю это не из чувства какой либо мести или зависти (одна пожилая женщина – автор – меня обвинила недавно в этом), а только из желания разобраться в ситуации на характерном примере.
    Но для начала немного отвлекусь от конкретики нашего сайта.
Литературный штамп: своеобразный «иероглиф» или «стёртый пятак»?

    Что я понимаю под литературным штампом? Писатель Л. Успенский в книге «Культура речи» писал: «У литературоведов «штамп» – это оборот речи или словечко, бывшее когда-то новеньким и блестящим, как только что выпущенная монета, а затем повторенное сто тысяч раз и ставшее захватанным, как стертый пятак».
    Это верно, но не всё так просто, и еще ниже я остановлюсь на интересном случае, когда применение штампов в определенном контексте даже оправдано. Однако чаще всего их использование лишает поэзию самого главного – души. Душа говорит на языке поэзии, а он, как известно, богаче обычного, разговорного, языка общения. И не случайно, наверное, создателями национальных литературных языков, подвижниками, которые ввели в оборот тысячи новых слов, были многие великие поэты. Например, Данте Алигьери в Италии или «наше всё» – А. Пушкин в России.
    Поэты изобретают новое. Не имею в виду лишь необычные, свежие рифмы либо аллитерацию, и не раз выступал против однобокого ими увлечения. Важнее увидеть объективный мир сквозь призму личного восприятия, создавая гармоничные в целом и совершенно иные смысловые конструкции. И такая новая поэтическая речь в идеале предстает как самое важное достижение языка. Ведь известно всем: именно в поэзии возможности каждого национального языка представлены в наиболее полном и всестороннем развитии.
    На одной литературной тусовке заспорил я давеча с одним поэтом по поводу шаблонного изображения им осени. И он, отчаянно отбиваясь, сказал, что штампы для него просто удобные иероглифы для обозначения природного фона для размышлений, а его привлекает нечто гораздо более важное – душевные переживания лирического героя. Не нашел что возразить, а его мысль показалась весьма интересной.
    Разумеется, такие своеобразные иероглифы могут означать и образы, и понятия. С другой стороны, поэзия обладает особой эстетической нагрузкой. Если разговорная речь выполняет коммуникативную функцию – то есть функцию непосредственного общения, научный и официально-деловой стиль – функцию сообщения, то поэзия, как известно, выполняет функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя.
    И вот тут важно, на мой взгляд, понять. Не только цена каждого образа, но цена каждого слова любой поэтической строки данного опуса возрастает многократно. Ведь поэзия воздействует не только на разум, но и на чувства. Ученый мыслит понятиями, художник имеет дело с образами. Первый рассуждает, анализирует, доказывает, второй – рисует, показывает, изображает. Но изобразить красочно, ярко, лаконично-сжато и доступно – дано не каждому.
    Порой читаю стихи, поражаясь их многослойности. Иногда бывает: некоторые образы других поэтов не понимаю. Пытаюсь додумать, и хотя тянет спросить, молчу. Потому что душой протестую, когда в рецензиях критик имярек, обращаясь неважно к кому, просит объяснить тот или иной образ. Поэт не обязан этого делать. Но поскольку для поэзии установка на выразительность должна сочетаться с доступностью, я считаю большим достижением поэта именно последнее качество. Ведь в противном случае поэзия рискует стать мертвым языком кучки избранных.
    Закругляюсь, чтобы не утомлять читателей. Так что же плохого в таких своеобразных иероглифах, как «золото осени» или другое «черное золото» – нефть? На первый взгляд, ничего. Однако лояльное отношение к штампам мешает проявлению творческой индивидуальности, усредняя поэтов и делая их похожими друга на друга.
    Будут ли люди читать похожих поэтов? Вопрос риторический. Если каждый опус представляет собой интеграл похожих смыслов, но семантическое целое – это «изделие» более высокого уровня поэтической культуры, несомненно, оно заинтересует. Если же неглупый читатель и в сумме почует дух банальности, то, наверное, обойдет следующее творение этого автора стороной.
    Нет и четкой границы между «иероглифами» и образами. Все зависит от текста в целом, и поэтому все примеры ниже я снабдил конкретными ссылками на произведения-оригиналы.
«Синела неба бирюза»

    Поэт Юрий Хрущев недавно на Клубочке, и я не был знаком с его творчеством до того, как он разместил несколько своих стихов здесь. Скажу честно, он не поразил меня необычными стилистическими фигурами или экзотическими художественными средствами. Стихотворение не замысловато и снабжено краткой аннотацией автора – оно иллюстрирует, по словам поэта, следующее: «Любовь молодой пары. Красота природы», а называется «ВСЁ ЭТО – МЫ».
    
    http://clubochek.ru/vers.php?id=31082
    
    Первый катрен:
    
    «Лицом по-девичьи мила,
    Что ясный день страны весенней.
    В разлив акация мела.
    Волна сбегала серой тенью»
    
    порадовал любопытными образами и хорошей рифмовкой «мила – мела» и весенней – тенью». Хотя и подмывало посоветовать заменить «что» на «как», начало произведения было многообещающим. Однако второй катрен штампованной болванкой убил всякой желание возрадоваться вместе с поэтом:
    
    «И ты, клонясь, закрыв глаза,
    Пурпуром губы отдавала.
    Синела неба бирюза.
    Заря с соцветьями играла…»
    
    «Синела неба бирюза!.. Вот так! А далее пошёл такой набор штампов, как «всесильная любовь», «сирень при луне» и прочая и прочая, что неплохое, на первый взгляд, стихотворение показалось карамельно-приторным и, самое главное, не правдивым, а «маняще-сладкий дух пионов» в заключительной строфе приобрел удушающие качества нервно-паралитического газа.
    Из интереса набрал в строке Яндекса «Синела неба бирюза» и обомлел – столько ссылок на «бирюзу неба» я и не предполагал увидеть! От классических строк Ивана Бунина «Я в холодный обнажённый сад пойду – /Весь рассеян по земле его наряд./Бирюзой сияет небо, а в саду/ Красным пламенем настурции горят» до Николая Рыленкова (Так же нам светит небес бирюза» и Марины Нефедовой со строчкой-близнецом: «Синеет неба бирюза». Поэт Виктор Петрухин был оригинальнее остальных и написал: «Золото льётся в глаза,/ Прах опустевших колосьев,/ Ясных небес бирюза», но ни он, ни добрая сотня поэтов после Бунина не сказали мне ничего нового.
     Замечу: Юрий не стер критические замечания постоянных авторов Клубочка под данным стихом, и это само по себе говорит о многом. Возможно, о том, что автор, у которого есть сильные строчки, поработает над своими же, слабыми, и на Клубочке появится обновленный Юрий Хрущев, которого всем будет приятно читать..
    
    Думаю, если набрать в любом интернетовском справочнике слова: «гимн любви», картина будет похожей. И именно строки «То о прощении у Господа молю,/
    То гимн любви в стихах Ему пою» в стихотворении Костаковой Елены «Стихи»
    
    http://www.clubochek.ru/vers.php?id=31085
    
    помешали мне поверить в колодезную глубину душевных переживаний лирической героини.
    
    Так же точно замыленная до омерзения «вуаль тумана», растиражированная сотни раз в разных интерпретациях и встреченная теперь у автора Клубочка под ником «Andreas» в стихотворении «Многоликая осень»:
    
    http://www.clubochek.ru/vers.php?id=30683
    
    не дала понять в полной мере всю красоту осени. К упомянутому образу пару бы свежих метафор – глядишь и оценил бы я, как благожелательный читатель изумительные красоты осени, но автор добавил в опус «шорохи рыжеющей листвы», плывущий по воздуху кленовый лист» и все это вместе сложилось в довольно банальную картину.
    А потому опять – «не верю».
«И шестикрылый серафим на перепутье мне явился…»

    Штампы характерны не только для поэтических произведений. Одним из примеров распространенного и укоренившегося штампа-заблуждения – крылья у ангелов. От скульпторов и художников они переместились в поэзию и даже в кинофильмы. Но среди ангелов, как известно, есть своя строгая иерархия, и не всем, как утверждают богословы, эти самые крылья положены. Ни в Евангелии, ни в других священных книгах нет упоминания о том, что у так называемых «младших» ангелов есть крылья. Имеет место только упоминание о том, что все ангелы летают. А каким образом – не конкретизируется.
    Высшая ступень в иерархии ангелов это херувимы и серафимы. Вот они крылья точно имеют. Впрочем, стихотворение автора под ником «Рыжий ангел», названное «Ангел»
    
    http://www.clubochek.ru/vers.php?id=30907
    
    Утро, обожженное восходом...
    Крыльями в лиловом оперенье
    Он взмахнул устало, руки к небу
    Вскинул, оглянулся на мгновенье.
    И шагнув с карниза вверх взметнулся,
    Встречный дождь улыбкой зажигая,
    Разорвав продрогнувшее небо,
    Тихо постучал в ворота рая.
    
    несмотря на эту нестыковку, мне понравилось. Когда автор заблуждается и делает это искренне, да еще при этом создает хорошие образы, можно только порадоваться.
    
    «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные, благонадежные чиновники, но отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», – писал замечательный русский и советский писатель Евгений Замятин. Его слова мне вспомнились при прочтении стихотворения, в котором явный штамп – «бездна чувств» тем не менее, в шутливом контексте очень даже уместен.
    Автор «марсовой». Название – «Шутливое».
    
    http://www.clubochek.ru/vers.php?id=31046
    
    Процитирую этот фрагмент:
    
    «Как близок путь к загадке бытия.
    Как прост секрет, что скрыт за тайной роста.
    Никто не облачил в параграф ГОСТа
    Ту бездну чувств за складками белья…»
    
    В заключение коснусь проблемы использования штампов при переводах поэзии иноязычных авторов. В свое время один из признанных основоположников отечественной детской литературы С.Я. Маршак сильно обиделся на Б. Пастернака, назвавшего Маршака «третьеразрядным переводчиком». И не без оснований. Ибо обилие таких штампов, как «аромат цветущих роз», «седая зима», «юность в цвету» или «сердце охладело» никакого отношения к переводимому Маршаком В. Шекспиру не имели. Метафоры Шекспира всегда были неожиданны и свежи, и Пастернак был совершенно прав. И переводить такую поэзию в штампы, на мой взгляд, – творческая халатность, брак в литературной работе.
«И что ни слово – волшебство»

    Рассуждая об образе, как основном кирпичике поэзии, как мне кажется, надо всегда помнить о неразрывной связи и единстве, по выражению литературоведа Н.А. Ягодинцевой, «малого и великого, вечного и мгновенного, материального и духовного», свойственного настоящей поэзии. И я считаю, в поэзии критерием мастерства является не только владение приемами версификации: то есть умением рифмовать и вписываться в нужный размер, но самое важное – новый смысл в сочетании с уникальностью создаваемых образов.
    Средневековый поэт, историк, писатель и философ Ибн-абд Раббихи (Ибн абд Раббихи Абу Омар Ахмед ибн Мухаммед (860 – 940 гг. ) однажды весьма образно охарактеризовал ораторское искусство одного своего современника, и его слова могли бы в полной мере обозначать также некий поэтический идеал:
    
    «Вот речь, в которой что ни слово,
    То радость для ума живого,
    И что ни слово – волшебство,
    Бальзам для сердца твоего…»
    
    А поэт Дмитрий Кедрин, добровольцем ушедший на войну в 1943 году, участвовавший в должности корреспондента во многих боевых операциях закончивший войну в 1945 году, но в этом же году трагически погибший от рук неизвестных убийц в пригородном электропоезде, человек яркий и неординарный, однажды сказал на встрече поэтам:
    
    «Требуйте от себя абсолютной честности, не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток».
    
    Мне кажется, что лучше не скажешь…
    
    Александр Кожейкин.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

08.12.2009 10:18:05    Член Совета магистров Эдуард Учаров Отправить личное сообщение    
Согласен с Сашей полностью.
     
 

08.12.2009 10:24:48    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо за поддержку, Эд!
Слово магистра весомо тем более.

С уважением
       

08.12.2009 12:17:53    Светлана d Ash Отправить личное сообщение    Блестяще!
Блестяще написано. Давно не читала подобных, очень профессиональных статей. Спасибо.
     
 

08.12.2009 12:53:49    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Благодарю Вас, Светлана!
С уважением
       

08.12.2009 16:43:34    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
С превеликим удовольствием прочитала твой обзор, Саша! Касательно возможности стирания отзывов только зарекомендовавшим себя авторам полностью тебя поддерживаю! Ты прав: много в последнее время появилось слабых стихов. Очень хороший разбор по штампам ты сделал. Это колоссальный труд, и тем не менее, жду новых твоих статей.
     
 

08.12.2009 18:21:32    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я рад. Благодарю!
Думаю, наступил момент приложить усилия и сделать все возможное, чтобы Клубочек стал еще более интересным литературным сайтом. Все предпосылки для этого есть, как и традиции, имеется опыт проведения увлекательных конкурсов, и много сильных, самобытных поэтов пришло. Да, я считаю, назрела необходимость провести некоторые организационно-технические изменения, которые только укрепят сайт. Это не моя компетенция, может, будут и более эффективные предложения, потому что в совете магистров и администрации огромный творческий потенциал. А я готов продолжить подобные "беседы", даже темы запланировал.
       

08.12.2009 23:29:24    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Очень хорошая статья. Мне лично есть над чем поразмыслить. Где - то и я допустила ошибки. В частности о поэзии Хрущёва и Костаковой, поскольку "сижу на кнопке"...
Дело в том, что такое сиюминутно не исправишь. Эти авторы пишут в одном ключе. Это их стиль. Хорошо бы им прочитать Вашу статью, чтобы понять свои просчёты...
     
 

08.12.2009 23:46:44    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Ваши слова - мне как бальзам на душу.
Одним из побудительных мотивов к написанию этих заметок было еще вот что. До декабря прошлого года мне приходилось в качестве главреда и корреспондента ездить глубоко в район. Не поверите - теперь в самую глушь, в деревню, где и дорога разбита, и в иных селениях пока нет газа и водопровода, так и туда проник интернет. Он в школах, где успешно реализована областная программа по организации доступа к инету, он в клубах деревень, в центре народного творчества, в интернет-кафе на центральной усадьбе. Так вот - немного, но есть среди немногочисленной местной интеллигенции и школьников и любители поэзии, они с интересом читают... Клубочек, ведь иного пути познакомиться с новой поэзией и прозой нет - библиотеки бедны, перестали закупать "толстые журналы", поэзия мало издается в провинции, да и книжками в местных магазинах я не видел, чтобы торговали, там повсеместно водка и пиво.

Вспоминаю это, чувствуя, что под обозначением "неизвестный читатель" многие и многие читатели, причем, с самых отдаленных уголков, и я чувствую ответственность. Ведь некоторым я адрес сайта нарисовал на бумажке и научил заходить сюда, приговаривая, что это очень хороший сайт. Читая слабые стихи, мне как-то неудобно перед людьми, которые равняются на то, что здесь представлено. а тут их порой кормят... непонятно чем.

Не ленинец я, но икренне хочу, чтобы было, как дедушка Ленин говорил, "лучше меньше, да лучше" - поверьте, НА НАС СМОТРЯТ.
       

09.12.2009 00:23:10    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Наверное, дело еще и в том, что снизился "цензорский минимум" для новых авторов. :) И - как следствие - измельчало понимание авторами Слова. Так сказать, в границах "средней температуры по больнице".

А статья хорошая - как и многие похожие на нее. Проблема одна - для каждого достижение такого отношения к своему творчеству и пути достижения - весьма индивидуальная вещь.

Все изложенное в данном комментарии суть мой личный взгляд, разумеется.

P.S. А вообще - для сайта пользительно, чтобы эта статья оказалась на более видном месте на главной странице сайта. Больше народа ее прочитает.
     
 

09.12.2009 08:29:32    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Вот и я про то.
Как известно, повышение температуры для больного (в определенных пределах) обуславливает гибель многих микробов. Главное сейчас - найти разумный оптимум в критике на сайте, не допуская низкопробных стихов, с одной стороны, и ножниц, кромсающих живое тело нормальной поэзии, с другой.

А насчет индивидуального спроса с себя - согласен.
Иной поэт требователен к себе, другой пишет по принципу: "И так сойдёт".
Последним надо подсказать. А не будут понимать - предлагаю редактировать в самом жестком смысле этого слова - то есть выбрасывать такой поэтический хлам с сайта.
Для этого в том числе и организован Совет магистров.
Есть актив неравнодушных авторов, к которым я себя отношу.
Надо всем вместе поработать, и мы cможем сделать сайт в литературном плане лучшим из всех подобных.

С уважением
       

09.12.2009 13:50:41    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Абсолютно солидарна с мыслями Игоря, особливо по поводу "цензорского минимума"

с уважением,
       

09.12.2009 13:48:44    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Саша, блестящая статья. Мы с тобой обсуждали эту тему и то, что всегда боязно критикой обидеть художника, творческое начало в нём... Но такого кошмара с непрофессионализмом я давно на Клубочке не наблюдала... И, наверное, ты прав, что решил высказаться публично.
Авторы не утруждают себя ни работой над новизной образов и мысли, ни даже над элементарной техникой стихосложения. Об использовании примитивной однородной я уже умолчу... не стесняются даже применять тупо-глаголную и однокоренную рифмы...
Скоро нормальным будут считаться пресловутые "ботинки - полуботинки"... а аргумент прост - "главное - от души"

Может быть стоит подумать о формулировании минамальных критериев качества стихов?
     
 

09.12.2009 14:17:18    AC Отправить личное сообщение    RE$
"От души", "задушевно" - понятие совковое, главное - качество текста !

Тщательнее надо, тщательнее! (с)
       

09.12.2009 16:03:46    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, ИрКо!

Поэзия не терпит учета и контроля, но какую-то систему разрабатывать таки надо.
Я готов взять на себя пропагандистскую функцию и, если будет интерес, могу доступно объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо" в поэзии.

Приток свежих поэтических сил априори необходим. Однако сайт не был готов к такому наплыву новых авторов разного, мягко говоря, уровня.

С теплом

       

09.12.2009 16:15:06    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Это было бы замечательно, на мой взгляд!
А кроме того, можно было бы ещё открыть рубрику "Школа мастерства", где опубликовать для начала Маяковского "Как делать стихи", труды Гаспарова... если такие мастера, как ты многим не авторитет?
Если почитать этих классиков, может стыдно будет ваять что ни попадя?
       

09.12.2009 18:46:44    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
ИрКо, я могу опираться на труды известных специалистов и даже готов как-то упростить их - объяснить терминологию, убрать наукообразность, но хочется сочетать это непременно с конкретикой Клубочка. По крайней мере, здесь я выскажусь, и мои критические отзывы не сотрут, а меня не занесут в ЧС. Тот, кто захочет поработать над собой, прислушается. Многие искренне хотят расти. Ведь никто сразу хорошим поэтом не становится. Возьми любого классика, они не сразу стали таковыми. Кстати, надо активнее приглашать хороших поэтов. Есть у меня на примете один молодой человек.
       

09.12.2009 14:32:39    AC Отправить личное сообщение    С десяток нас, их - тьмы, и тьмы, и тьмы! Попробуйте, сразитесь с ними ... :)
Блестяще, Александр!

Да, графоман живее всех живых, ибо талант себе цену знает, а бездарность - набивает :)

Причём, чем личность в плане текста неадекватнее, тем она плодовитее и агрессивнее. Плюс полнейшее отсутствие самоиронии и чувства юмора, отсюда обидчивость до истерики, если не дай бог критик против шерсти сказал. Так что проще вроде бы и не связываться, а на модерацию Администрация есть со своими вкусами и предпочтениями.

Однако, у Вас, как у человека болеющего за отечественную словесность и знающего в ней толк, есть собственная гордость и запал неравнодушия, плюс талант красиво высказать наболевшее, за что Вам честь и хвала!

Всецело с Вами ...
     
 

09.12.2009 15:52:16    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Благодарю....
А доколе?
Спросил я сам себя и решил вывалить наболевшее.
Рад, что есть отзвуки!

С уважением
       

09.12.2009 16:28:06    Ира Арт Отправить личное сообщение    гарфоман зациклен на себе и маловменяем... увы...
Жаль только, что несть им числа, и имя им - легион (с)
:))))))))
       

09.12.2009 16:40:24    AC Отправить личное сообщение    Диагноз клинический
Ежели уже и медицина бессильна, тем паче статьями горю не поможешь :)
       

09.12.2009 18:30:58    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
С плохими стихами должны сражаться не хорошие поэты, а разработанная ими умная система.

На Весне поэтов была такая проблема - они ведь справились. Придумали.
Мы не глупее.
И Клубочек будет еще краше.
Давайте думать, предлагать!
       

09.12.2009 18:35:09    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Надо срочно разрабатывать и подавать Екатерине предложения.
Мы сможем!
       

09.12.2009 23:05:40    AC Отправить личное сообщение    С десяток нас, их - тьмы, и тьмы, и тьмы! Попробуйте, сразитесь с ними ... :)
Мы-то сможем ... Подать ... :)
А то не подавали?! Руку ... Со ступенек сойти ... :)
       

10.12.2009 10:02:31    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
ИрКо, насколько мне известно, практически подготовила свою программу и должна представить на утверждение.
       

10.12.2009 11:54:15    AC Отправить личное сообщение    КабМин
КабМин незалежной Украины как раз сегодня утвердил экономическую программу ИрКо.

Надеюсь, КабМин Клубочка утвердит и поэтическую её программу ! :)))
       

10.12.2009 12:08:32    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
ИрКо - это голова!
И одно это обнадёживает.
       

10.12.2009 12:09:27    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Я - скромная "программистка" :)
Но, как правило, мои прграммы работают :)))
       

18.12.2009 15:45:30    БИч Отправить личное сообщение    ...на Весне поэтов с этим справились...
Александр, честно :) Вы уверены, что "на Весне поэтов с этим справились". Может просто появились новые нормальные авторы, Валериу, например, а другие более грамотно излагают. Так это чисто проблемы фильтрации. Но читать всё более грамотное изложение всё того же и того же всё так же трудно. "Лично мне так каацца", Клубочек пока предпочтительнее :)
       

11.12.2009 06:33:32    Костакова Елена Отправить личное сообщение    
Уважаемый Александр! Спасибо Вам ОГРОМНОЕ! У меня очень слабые стихи, и я знаю об этом.
Перечитывая их, чувствую горечь от того, что некоторые слова не мои (их уже многократно говорили до меня), а свои чувства хочется выразить СВОИМИ словами. Порой мне кажется, что научиться этому нельзя, и мои произведения годятся, лишь для семейного круга. Но, иногда, я думаю, что мне не хватает знаний. Как Вы считаете, могу ли я научиться, или мне не стоит забивать этим голову? С уважением, Елена.
     
 

11.12.2009 08:39:24    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
У Вас есть способность критически взглянуть на свои произведения и желание их улучшать, а это само по себе немаловажно. Простите за банальные рекомендации, но скажу, что Вам есть смысл продолжать и больше читать сильных поэтов, с немного провокационной, необычной, но не эпатирующей, так я бы сказал, метафорикой. Учиться, не подражая, удивлять, не скатываясь в позёрство, хотя уловить эту грань сложно - вот где искусство. Надо писать своё, не забывая правила стихосложения. Самое главное для поэта - это способность взглянуть на мир иначе. Попробуйте перечитать В. Хлебникова, Бродского, Брюсова, раннего Пастернака и раннего Маяковского. В ЛИТО пойти мне сложно советовать, они разные, одни повышают мастерство, а иные ЛИТО только портят поэтов. Садятся в кружок и читают по очереди новые. Суть образа при таком скорочтении ухватить не успевают, зато пеняют друг другу на глагольные рифмы, в которых я ничего плохого не вижу. Они придают нужную динамику, лишь бы их не было чересчур много. У Высоцкого их было немало, но стихи его выразительны, экспрессивно и метафорически сильны. Нужна общая гармония всех составляющих.

А данные беседы будут продолжены. Будет скоро материал по систематике образов. "Уча, мы учимся" - говорили мудрые латиняне.

С уважением
       

28.12.2009 18:11:35    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Хорошая статья Александр! Не заметила. как прочла до конца. И не разочаровалась. Спасибо!
     
 

28.12.2009 21:27:14    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Надежда.
Я планирую до конца первой декады января подготовить очередную статью в эту рубрику, потому что есть интерес к таким проблемам на нашем сайте.

С уважением
       

28.12.2009 21:54:07    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Подобные статьи - благое дело. Каждый читающий невольно примеряет все на себя, задумывается: а как у меня? Думаю, что бесследно для творческого человека это не пройдет. Спасибо Вам и удачи!
       

28.01.2010 19:30:36    Великжанин Павел Отправить личное сообщение    
Спасибо за статью, Александр!
     
 

28.02.2010 10:40:20    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Я рад, если мысли, высказанные здесь, будут Вам полезны. Но, Павел, я как-то поймал себя на ощущении: начитавшись книг по филологии, дал больше свободы своему внутреннему редактору, который стал в какой-то степени сковывать мою фантазию. А с другой стороны, решил я, учиться тоже надо. Одним словом, все должно быть с какой-то трудно уловимой гармонии - и теория, и полёты души.

С уважением
       

09.04.2010 16:27:08    Артур Арапов Отправить личное сообщение    
Только наткнулся на эту рубрику. Прочитал почти всё. Конечно, чтобы вдуматься в анализ (не в медицинском смысле этого слова:) ещё глубже следует вчитаться в каждую статью ещё зорче, что, надеюсь, представится возможность ещё не раз осуществить.
Но мысль уже посеяна, и это самое важное!
     
 

02.05.2010 13:28:20    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Спасибо, Артур.

Я постарался передать свое видение проблем поэзии, не претендуя на истину в последней инстанции, скорее, высказываясь от себя.

Жму дружескую лапу.

       

08.09.2010 14:03:15    Ольга Божко Отправить личное сообщение    
Спасибо, Александр! Получила удовольствие, читая эту статью! задумалась и о своих штампах, конечно. И ведь знаю порой, что банально, а... есть у меня стихотворение (любимое, разумеется!:))) так вот оно заканчивается строками:
Бесстыдно грудь её обнажена,
Тоской душам моя обожжена...
Это об осени:) Указали мне на эту тоску...а я не могу пока от этого отказаться...Как-то очень уж соответствует настроение всего стихотворения! впрочем, если это меня до сих пор беспокоит, то, вероятно, когда-нибудь исправлю:))
Есть желание прочиать всё, что здесь написано Вами, Александр:) Надеюсь на помощь - я новичок на сайте. Да и в поэзии тоже:) Мне кажется, я восприимчива к критике - в хорошем смыле. Немаловажно здесь и то, КТО тебя критикует, не так ли?:))) Хотя это...подсознательное скорее:)
Спасибо! И поулыбалась и погрустила с Вами!
     
 

27.09.2010 22:13:48    Александр Кожейкин Отправить личное сообщение    
Поскольку робот извещений отсюда не генерирует, прочел твою рецу тока счас, Оля.

Спасибо!
       

05.01.2011 18:52:38    Светлана Амарилис Отправить личное сообщение    
"Требуйте от себя абсолютной честности..." Красиво здешние мэтры говорят о поэзии, но поэтами считают, видимо, только себя. Ибо даже с полным набором поэтических форм и прочего составляющего стиха нет никакой гарантии, что это будет опубликованно (я видела множество примеров тому). Кажется, что судят здесь о поэзии каждый со своей каланчи. Косательно штампов. Вот у Влада Снегирёва, к примеру, есть строчки "Сколько чувств нерастраченных ты/Накопила за долгие годы./Так от рос холодеют цветы,/ Утомленные чувством свободы." "Ты- цветы" избитая рифма, под стать "любови-моркови". Но опубликовали же его! А как же штампы? А вот строчки Владимира Шишкова: "Сверкают поэзии грани/Харизмой, как солнцем порой./Так пусть же творить не устанет/Поэта живое перо!". Отличные рифмы, образ, лёгкость чтения... Но не понравилось экспертам, хоть ты тресни! Так где же честность? Советуя людям быть честными, надо начинать с себя, как с примера.
     
 

23.01.2011 12:57:56    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Светлана, конечно, эксперты - люди каждый со своими предпочтениями, но всё же уровень поэтического мастерства они способны различать в присланных на экспертизу стихах. Чтобы судить о стихотворении Влада Снегирёва, нужно прочесть его полностью:

Одинокая

Я красивей еще не встречал.
И в глазах твоих серо-бездонных
Я увидел, как плачет печаль,
Словно скорбь вечно юной Мадонны.

Сколько раз провожала закат
В одиночестве снова и снова...
Но в душе уже струны молчат,
И никто не услышит и слова.

И проходят впустую года,
Так спокойно и так незаметно.
И бежать бы, но только куда?
Подождать... Ожидание тщетно.

Сколько чувств нерастраченных ты
Накопила за долгие годы.
Так от рос холодеют цветы,
Утомленные чувством свободы.

Так под бледной, холодной луной
Плачет иволга, спрятавшись в ветках.
Так шумит, тихо плачет прибой,
Птица бьется в незапертой клетке.

Только знаешь, так много сейчас,
Вот таких же, как ты, - одиноких...
Жизнь проходит, тревогой звуча,
Без любви и кончаясь до срока.
(2009 год)

Вы увидели только одну "избитую рифму", между тем, как о стихотворении нужно судить в целом. И дело не в "наборе поэтических форм", а в общем, неуловимом впечатлении от произведения. К сожалению, Вы не привели полностью и стих В.Шишкова, чтобы составить мнение и о нём. К экспертам всегда будут претензии (на всех угодить невозможно). Но они выбраны администрацией сайта (кстати, частного) и делают своё дело. Я считаю, что делают хорошо.
       

02.10.2011 13:37:19    Дмитрий Ильин Отправить личное сообщение    
Читаю критику редко и мало - редкого критика читать стОит и не так много они пишут...
Здесь - спасибо и поклон.
Сам, случается, лопухаешься до - потом! - изумления... :)))
Правда нашёл панацею: публикация. :)))
И вообще, Александр, как мудро говорят на Востоке
"истина не тускнеет от повторения"...

с благодарностью
     
 

Главная - Кафедра - Требуйте от себя честности (Александр Кожейкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru