Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Классики и современники - Гендерный модус сознания М.И. Цветаевой (Julia_forever)


Гендерный модус сознания М.И. Цветаевой

(Куликова Юлия)


    Особенностям личности Цветаевой посвящено так много исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, что, кажется, ничего не осталось в литературном и биографическом портрете поэта, чего бы не коснулось перо литераторов серьезно и глубоко или поверхностно и предвзято. Так, Л.Фейлер и Д.Бургин своими книгами втягивают любопытствующих "любителей" Цветаевой в контекст вульгарной гендерной проблематики. Для таких читателей достоверные или недостоверные интимные стороны жизни поэта важнее его неординарных мыслей, редкостных его творений. А ведь Цветаева, несмотря на особость, необыкновенность, даже таинственность натуры, является вместе с тем ярким, точным образом человека мудрого в сочетании с человеком душевнодеятельным, любовнонаполненным, каким и должен вообще-то быть Человек.
    
    При описании ее творчества и стиля поведения часто говорят о мужском характере, мужском уме, а поэтому и о неженской резкости, угловатости её стихов. Цветаева переносила такие мужественные черты на своих сказочных героинь — Царь-девицу, Марусю из "Молодца", Маринку из "Переулочков". В этих героинях заключено "Я" Цветаевой – ее борьба, преодоление, путь сквозь огонь внешних сил в "огнь-синь" вечной выси. И не "поэтесса" она (ни в коем случае!) — поэт, и не Муза, над ней диктующая, а Гений-Демон, требующий жертв или Упырь-нечисть, вызывающий любовь к себе. Но такая любовь и уносит в Вечность, а Вечность, Жизнь и Смерть — одно. Это мысли сильной женщины. Не зря она в дневниках написала: "Больше себя людей я встречала — старше, выше, жертвеннее, отрешеннее, чище /……/, Сильнее — нет ".
    
    В повседневности же в ней была безжалостная прямота в общении с людьми (чаще в литературном мире), беспощадная насмешка, когда ей надо было отстоять свою позицию, свои идеалы. Еще девочкой Ариадна Эфрон (Аля) написала в своем дневнике о матери: "…всё Маринино существо — это сдержанность и сжатые зубы…".
    
    В облике Цветаевой, сформировавшемся в годы гражданской войны, а затем в эмиграции, действительно была скудость женственности в общепринятом понимании: аскетичность одежды, грубость обуви, ни намека на желание нравиться, прихорошиться, быть покрасивее. Всё женское ушло внутрь и проступило в стихах и письмах. И женская суть Цветаевой постоянно поднималась из глубины её души и плоти, именно она вела её до последнего смертного часа. Искренность и прямота высказываний (иногда даже с вызовом) были особенностью цветаевского характера с детских лет (мы это знаем из её же воспоминаний). Поэтому, думаю, свойственное вообще женщинам с "девчачьих" лет подсознательное желание материнства доверила стиху юная Цветаева не случайно, не обмолвившись, не солгав поэтически. Маленькая женщина в ней уже жила свою женскую жизнь.
    
    И хотя Цветаева была задумана природой не совсем обыкновенной девочкой, а своенравной, упрямой, гордой, скрытной и сложно мыслящей (о чем мы узнаём из повести "Мой Пушкин"), эта маленькая женщина в ней уже тогда была заворожена любовью пушкинских героев, ощущениями любви в себе, самим словом "любовь". Она трепетала от ожидания Любви. Испытывала любовный жар в "грудной ямке". От чего? Предметы и образы любви были настолько различными, что, очевидно, главное — сама Любовь. Девочка точно узнавала её приметы — в груди. Это ощущение в ней так и осталось на всю жизнь. Пушкин, его стихотворение "Прощай, свободная стихия", Алеко и Земфира, Онегин и Татьяна. Для Цветаевой важны не Онегин и не Алеко, а их Любовь, поэтому она их не разделяла на Онегина и Татьяну, на Алеко и Земфиру. Она любила их Любовь.
    
    Потом, когда настала юность, Любовью был Наполеон, несчастливый сын его герцог Рейнштадтский, от любви к которому, исчезнувшему в далеком прошлом, она воображала себя готовой умереть. Потому что он был слаб, обижен судьбой и историей, значит, — прекрасен. Эта тяга к слабым очень часто руководила ею во всей её жизни.
    
    Однако сентиментальность полудетских стихов скоро рассеялась в нахлынувших более сильных страстях. И маленькая женщина стала бить в барабан и отвергать тихое женское счастье и детские колыбели:
    
    В майское утро качать колыбель?
    Пленнице — прялка, пастушке — свирель,
    Мне — барабан!
    
    ("Барабан",1911).
    
    
    Так прорывалась непокорная, мятежная юность, но юность — женщины:
    
    Всего хочу: с душой цыгана
    Идти под песни на разбой.
    За всех страдать под звук органа
    И амазонкой мчаться в бой.
    
    ("Молитва",1909 ).
    
    
    И вот уже видятся две Цветаевы — две женщины в одном существе: одна нежная, экзальтированная, другая — мятежная, боевая. Она свою двойственность чувствовала и отражала в стихах. Ведь стихи её — как кадры фильма о ней.
    
    Кто я теперь? — Единая? — Нет, тыща! ("Ваш нежный рот — сплошное целованье", 1918).
    
    Эту мысль она пронесет через всё творчество. В 1926 году в письме к Рильке напишет: " Я — многие, понимаешь? Быть может, неисчислимо многие (ненасытное множество!). И один ничего не должен знать о другом…". В 1937 году в письме к Юрию Иваску, на этот раз о себе как о поэте: "Я — много поэтов, а как это во мне спелось — это уже моя тайна". И в это "многие" безусловно, входит, прежде всего, её острое ощущение себя, разделенной на тело и душу.
    
    Период, когда Цветаева рвалась быть только свободно и бесстрашно любящей, прошел, иссяк. Ясно (и навсегда) пробуждается другая страсть — возвышенная, чистая, всепоглощающая — осознания своей Души, самой главной составляющей поэта, которая и есть он сам. Лирическая героиня Цветаевой превращается в Психею, и ей не губы нужны возлюбленного, не тело, а — Душа. Возникает другая Цветаева, романтик бестелесной незримой Души.
    
    В этой психологической перестройке отразилось и влияния времени, на которое пришлась её юность. Времени неприкаянного, растерянного Эроса, когда стрелялись — стреляли в себя и в свою возлюбленную из-за собственного отказа от телесной близости в любви, испытывая отвращение к этой стороне любви или, так сказать, "идейно", исповедуя "чистую" любовь духа, но одновременно из-за невозможности существовать без любимой. Или же, испытывая страсть, но считая таковую низкой, борясь с ней. Кое-кто углублял эти терзания любящих, напоминая им из Платона об Афродите возвышенной и прекрасной и Афродите низкой, пошлой.
    
    На впечатлительной Цветаевой не могли все эти мании интеллигентского сознания и подсознания не сказаться. Но она нашла иной выход из бездны Эроса и времени. Она возвысила, выпестовала Душу и вместила её в свои стихи. Она отделила её от своего тела и в то же время стала ею.
    
    А содержание и назначение Цветаевской Души таково: "К сердцу — отношу любовь к родителям, жалость к животным, все элементарное. К Душе — всё беспричинно болевое". Её внезапно вспыхивающая любовь-притяжение-влечение к избранным, находящимся зачастую вдалеке — эпистолярная любовь — и была каждый раз страстью-болью.
    
    Стоит вспомнить возвышенный образ Души в литературе, как нечто "Вечно Женское", присущее природе, разлитое в ней. Еще Гете в одном из своих ранних произведений описал видение Той, вне которой нет счастья во Вселенной: "Богиня…в светлом ореоле". Она была воплощением Женской Души мироздания.
    
    В куртуазной средневековой литературе поклонение "Прекрасной Даме», очень далекое от естественности и условное, все же было началом поисков этого воплощения Женской Души в окружающей, порой очень жестокой жизни. Мистическое же "Вечно Женское" у русских поэтов-символистов (А.Блок) и философов (Вл. Соловьев) родилось в их сознании не само по себе. Оно пришло из мировой литературы. Последние стали обозначать этим понятием сущность и символ Земли и России, Дух Любви, Жизни. Такие представления в них сочетались с православием, хотя сама по себе вера во что-то тайное, кроме Божественной Троицы, близка к языческим ощущениям. Неясный образ Женского Начала формально не кумир, но поклонение ему подобно поклонению Ветру, Солнцу, Дождю. Тяготение к отвлеченному образу "Вечно Женского" — таинственное состояние. Оно заключает в себе побуждение освободить Мировую Душу из Хаоса. Эта Мировая Душа — Женское Начало — пропадает во мгле революции — в хаосе. Но шестикрылая Душа Цветаевой и Мировая Душа — "Вечно Женское" — дальние родственницы. Душа Цветаевой реалистичнее, действенней. Она сопротивляется, борется с "тушами" и обстоятельствами. Цветаева дала ей имя Психеи, отрекшейся от тела, но как бы не замечала, какой активной, импульсивной, даже дерзкой была эта Психея.
    
    Для самой себя она была и Психеей, и Евой, и Поэтом, и Человеком. И так же, как первых два образа (Психея и Ева), две вторых ипостаси (Поэт и Человек) заключены были в ней нераздельно и неслиянно. О последнем двуединстве интересна работа Е.В.Сомовой. Цветаева была женщиной русских просторов, где обитали Молодцы, Царь-девицы, Гении на Красных конях, и женщиной гор, где прошла героиня из романа Сигрид Унсед "Кристин, дочь Лавранса", норвежская женщина ХIX века. В ее жизни, в ее мучительных противостояниях условностям миропорядка она видела и свою женскую судьбу. Она писала Анне Тесковой: "… я знаю, что я оттуда. Я там всё узнаю. Я знаю, что и Вы оттуда…Мы с Вами люди одной породы без всякого иносказания: горной. Люди гор. Суровые…". В красоте не нуждалась, не считала ее необходимой даже для женщины, ненависти не знала, умея вступать логической мыслью на защиту своих представлений.
    
    Когда говорят о "мужской" поэзии Цветаевой, вспоминаются ее слова: "Женственность во мне не от пола, а от творчества". Значит, она полагала свое творчество чисто женским и удивилась бы чьей-то глухости и слепоте.
    

Куликова Юлия


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым


Главная - Кафедра - Классики и современники - Гендерный модус сознания М.И. Цветаевой (Julia_forever)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru