Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Классики и современники - Авторские интенции (Julia_forever)


Авторские интенции

(Куликова Юлия)


    Вопрос об авторских интенциях относится к наиболее дискуссионным. Причину дискуссии удачно сформулировал У.Эко. По его словам, спор ведется, в основном, по двум положениям: надо ли выявлять в тексте то, что хотел сказать автор, или же текст сам говорит, независимо от интенций его автора. Эту точку зрения отстаивают так же Х.Г.Гадамер и др. представители «новой критики».
    
    Выступая против концепций «новой критики», игнорирующей личность автора и его замысел, представитель современной литературной герменевтики Э.Д.Хирш считает, что все созданные интерпретации должны быть соотнесены с авторским замыслом. Авторские интенции являются «центром», организующим единую систему значения произведения в парадигме многочисленных его интерпретаций. Хирш вводит как основу «принцип авторской авторитетности», благодаря которой можно судить о достоверности или недостоверности интерпретации. По мнению О.А.Мельничука, в художественном тексте выбор способов представления действительности производится автором сознательно, т.е. он подчиняется авторскому замыслу, интенции.
    
    Определим авторские интенции как общий замысел произведения, т.е. самый общий нерасчлененный смысл (общую концепцию будущего текста), диктующий выбор средств для достижения этой цели.
    
    Если авторские интенции — это общая концепция будущего произведения, то совокупность авторских и речевых интенций в их реализации представляет формирование в произведении авторского сознания, под которым понимается индивидуально упорядоченная система когнитивных моделей, отображающих окружающую действительность в категориях текста. Другими словами, выражения авторского мировоззрения, т.е. системы предельно обобщенных взглядов человека на объективный мир и свое место в нем, а также обусловленные этими взглядами его основные жизненные позиции, убеждения, ценностные ориентации и есть авторское сознание. Для обозначения присутствия в тексте авторского сознания существует несколько понятий, таких, как концепт, картина мира, модель мира, образ мира, точка зрения, образ автора, содержательно-концептуальная информация, текстовая модальность, тактика и стратегия текста. Попробуем разобраться, что стоит за этими понятиями.
    
    Начнем с наиболее крупных, объемных, на наш взгляд, единиц. Под образом автора обычно понимается суть произведения, авторское мироощущение. Образ автора формируется из точки зрения автора, образа повествователя и образа персонажей, из языковой и композиционной структуры произведения.
    
    В философии наряду с термином «мироощущение» в качестве синонимов используются «мировосприятие» и «миросозерцание», которые определяются как целостное осознание и переживание воздействующей на человека действительности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций, и представляют эмоционально-ценностный аспект мировоззрения. Все эти термины отображают присущий индивиду, в нашем случае автору, взгляд на мир, поэтому многие исследователи говорят об авторской модели мира или картине мира.
    
    Термин «картина мира» в широком смысле обозначает философские представления, этнические и эстетические нормы, религиозные верования того или иного народа. Лингвисты понимают под картиной мира: а) модель, отражающую совокупность знаний о мире, которая приобретается в деятельности человека; б) способы и механизмы интерпретации.
    
    Картину мира может иметь каждый индивид, независимо от того, является он художником (в широком смысле слова) или нет. На наш взгляд, для определения авторского миросозерцания и мироощущения, отображенного в художественном тексте, лучше всего подходит термин «модель мира», под которой понимается миросозерцание писателя, т.е. его отношение к предмету, его видение мира, которое складывается в художественном произведении из авторской точки зрения, образа повествователя и образов персонажей, созданных автором, и выявляется при помощи анализа языковых и композиционных средств, т.е. структуры произведения. Но точно таким же образом определяется и понятие «образ автора», поэтому правомерно сделать вывод о том, что термины «образ автора» и «модель мира автора» выражают одно понятие и являются синонимами.
    
    Как отмечают многие исследователи, формирование художественной модели мира обусловлено авторской точкой зрения. Это авторская позиция, т.е. его отношение к фрагменту действительности, изображенному в произведении, она выражается в произведении через текстовую модальность, под которой понимается отношение говорящего (автора) к действительности. Текстовая модальность (субъективно-оценочная), помимо средств выражения модальности высказывания (грамматических и лексических), реализуется в характеристиках героев, в своеобразном распределении предикативных и релятивных отрезков высказывания, в сентенциях, в умозаключениях, в актуализации отдельных частей текста и др.
    
    Выбор языковых и композиционных средств, приемы их соединения в тексте подчинены тактике и стратегии автора. В тактике текста реализуются речевые интенции автора, а стратегия соответствует авторской интенции и концепту произведения. Авторская модель мира создается в произведении благодаря взаимодействию тактики и стратегии, избираемых его автором.
    
    В результате реализации интенций автора (авторских и речевых) в произведении выражается авторская модель мира, которая передается в содержании произведения. Содержание текста шире, чем авторская модель мира, так как в нем отражается и то объективное, что попадает в текст помимо авторской воли. Основная идея текста, извлекаемая из содержания, является ядром авторской модели мира. Читатель, находясь под влиянием своей индивидуальной картины мира, тоже моделирует свой мирообраз.
    
    Авторское «я» можно исследовать, сравнивая работы М.М.Бахтина и Б.О.Кормана, и на основание этих данных строить понимание сознания «Я» и способ его анализа в контексте произведения. Одним из первых в литературоведение данную проблему в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» затронул М.М.Бахтин, где он пытается разграничить два понятия с точки зрения восприятия человеком самого себя по отношению к другому, попытки человека посмотреть на себя со стороны «другого». Сознание «Я» в его работах отождествляется с понятием автора-творца или первичного автора, который является «вершителем литературного произведения, его создателем…».
    
    Подытоживая дискуссию, отметим, что мы собственно будем понимать под категорией автора. В общем значение автор — это носитель «некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение» (Б.О.Корман). Данное определение было сформулировано Б.О.Корманом, на основе идей высказанных М.М.Бахтиным, который писал, что «каждый момент произведения дан нам в реакции автора на него, которая объемлет собой как предмет, так и реакцию героя не него…».
    
    В литературоведение эта категория имеет несколько вариантов, которые реализуются на определенном этапе творческого процесса и в контексте произведения. В своих работах «Эстетика словесного творчества» и «Вопросы литературы и эстетики» М.М.Бахтин выделяет три авторские реализации: автор биографический, его "мы находим вне произведения как живущего своею биографической жизнью человека", он "внеположенный" произведению, другими словами, он не относится напрямую к созданию произведения, поэтому для М.М.Бахтина он находится за пределами науки о литературе; «…первичный (не созданный)» автор или автор-творец, который является непосредственным вершителем и создателем литературного произведения, он является частью подсознания биографического автора; «вторичный автор (образ автора, созданный первичным автором)», через который в произведение реализуется часть сознания автора-творца. В концепции Б.О.Кормана Первичный автор является образом, и назван – «автор как художественный образ», он имеет те же функции, что и Первичный автор Бахтина, но его сознание может напрямую выражаться в тексте, не прибегая к образу автора.
    
    Далее рассмотрим проблему сознания «я». М.М.Бахтин сознание «Я» соотносит с сознанием автора-творца. Однако данные понятия имеют различия, которые не позволяют нам полностью отождествить их. Во-первых, авторский взгляд на произведение является неизменным и рассматривает действие произведения только с одной определенной стороны. Сознание «Я» имеет более широкое значение, одно и тоже действие оно может рассматривать с разных сторон. Во-вторых, вычленяя категорию автора из контекста, мы не прибегаем к дополнительному анализу. При вычленении сознания «Я» нам потребуются дополнительные точки опоры, относительно которых мы и будем его рассматривать. В-третьих, сама по себе категория автора не членима, но она существует в разных вариантах. Сознание «Я» членимо, при чем его членение может происходить бесконечно. Единственным условием, по Бахтину, для разделения «Я» является переосмысление самого себя как целого. Введем сюда еще один важный момент его работы о понятиях «субъекта и объекта», который подтвердит возможность бесконечного деления «Я»: «…я для себя явлюсь субъектом какой бы то ни было активности видения, слышания…. Объект противостоит мне как субъекту <…>. Другой человек для меня весь в объекте, и его я только объект для меня. Я не могу всего себя вложить в объект, я превышаю всякий объект…».
    
    С точки зрения М.М.Бахтина, чтобы выделить в контексте произведения автора, следует «выбрать все завершающее героя и события его жизни…и определить активное, творчески напряженное, принципиальное единство; живой носитель этого единства и есть автор…».
    
    Для уяснения категории авторства в художественном мире Цветаевой важным оказывается гендерный модус ее сознания.
    

Куликова Юлия


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

01.12.2009 20:52:16    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Можно вопрос, Юлия? :)

Хотелось бы уточнить, что Вы как автор статьи подразумеваете под "авторской интенцией"? Определение в студию, плиз... :)
     
 

03.12.2009 21:13:26    Куликова Юлия Отправить личное сообщение    Итак... :)
:)
Сообщение, выставленное на обозрение читателей, носит скорее чисто теоретический, ознакомительный характер с известными фактами, с которыми и я, в качестве некоего "рупора" или "ретранслятора" - согласна.
1. В узком смысле. Под авторскими интенциями я понимаю отличительные черты письма каждого автора, независимо от того, пишет он поэтические тексты или прозаические. Таковыми [интенциями] могут являться - особенности пунктуации (у Цветаевой это преимущественно тире и двоеточия); особенности построения фраз в предложении; динамика сюжета, построение сюжета, главные и второстепенные герои (у Цветаевой в рассказе "Хлыстовки" речь идет о многих и многих, образ же самой Марины всегда рядом, даже тогда, когда о ней не упоминается: сама подача информации уже происходит после осмысления самой Цветаевой тех событий, о которых она пишет, вследствие чего - ГГ, она, в тексте предстает скорее как наблюдатель, второстепенный герой, что является ошибочным, ибо повесть - автобиграфическая по определению).
2. В широком смысле. И. - Совокупность изобразительных средств, с помощью которых автор передает свое видение описываемой проблемы, повествует о чем-то (ком-то), выражает собственное "я". Интенциями считаю то, с помощью чего автор показывает и открывает свою сущность перед читателями, в чём он проявляется.
Так, после знакомства с М.И.Цветаевой-прозаиком мне её произведения достаточно тяжело спутать с прозой любого другого автора.
Хотя бы потому, что нельзя однозначно её прозу отнести конкретно к малым жанрам оной, или к мемуарам, или просто к автобиографии. Особенностью является уже то, что распространенным определением её произведений является всё же - "автобиографические повести". Углубляться можно долго, с примерами. А лучше - прочесть... :)

Спасибо за вопрос!
Надеюсь, я смогла утолить Ваше жажду!
       

03.12.2009 21:41:43    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Мне в таком случае не очень понятно, чем интенции отличаются от лингвостилистических особенностей творчества и от характерных черт поэтики автора.
Не есть ли в данном случае "интенции" некое терминологическое лукавство (допускаю - не Ваше)? Мне кажется, что более корректно говорить об интенциях в психологическом или философском смысле, как о структурах личности, обуславливающих собственно текстологические характеристики в творчестве того или иного автора. Проще говоря - попробуйте локализовать интенции в тексте для доказательства своей мысли, не сводя их к особенностям поэтики, стиля и т.п.. :)
И второе - я не очень понимаю, как Вы различаете интенции автора и речевые интенции и как последние оказываются текстологическими феноменами? А также - каким образом Вы от рассмотрения авторских интенций переходите к анализу речевых интенций... В чем их логическое родство?

Сугубо имхо!

С уважением,
       

04.12.2009 21:25:07    Куликова Юлия Отправить личное сообщение    :)
"Мне в таком случае не очень понятно, чем интенции отличаются от лингвостилистических особенностей творчества и от характерных черт поэтики автора."
Считаю, что последние две - являются составляющими авторских.
В результате реализации интенций автора (авторских и речевых) в произведении выражается авторская модель мира.
"И второе - я не очень понимаю, как Вы различаете интенции автора и речевые интенции и как последние оказываются текстологическими феноменами? А также - каким образом Вы от рассмотрения авторских интенций переходите к анализу речевых интенций... В чем их логическое родство?"
Речевые интенции уже сами по себе являются чьими-то, т.е. авторскими. Соглашусь, что их вполне можно считать текстологическими феноменами, но чисто с философской или психологической точки зрения, ибо с точки зрения самого языка новшеством может являться только методика подачи информации, как то построение предложения, пунктуация и т.д., а сам лексический состав - уже известен давно. Более того. Речевые интенции более широко, на мой взгляд, проявляются именно в автобиографической прозе, когда мысль автора ничем не сдерживаема, никакими канонами построения текста (зачин, концовка...) определенного жанра. На примере той же М.И.Цветаевой: её повести не имеют четко выраженных временных границ, им не присуща последовательность в изложении. Факты, предложенные читателю, подаются уже в переосмысленном самим автором варианте, и эти моменты я (может быть и ошибочно), считаю тоже авторскими интенциями. Ибо благодаря такому рассмотрению казалось бы обычной прозы, можно определить и склад ума, и некоторые моменты мышления, осмысления, сущности и видения автором определенных жизненных ситуаций.
Немного отойдя от рассматриваемого вопроса, могу заметить, что существует понятие интертекста. Интертекст - это текст или отрывок из него, вплоть до словосочетания, которые уже использовались в ранее опубликованных и известных широким массам текстах. Посему интертекстом можно считать любой современный текст, независимо от того, к какому жанру литературы он принадлежит, ибо все употребленные слова уже были упомянуты где-то в скрижалях Литературы в целом. Учитывая это можно заявить, что автор, как личность, к созданию новго текста не имеет никакого отношения, ибо опять же существует понятие интертекста. Далее - автор текста перестает существовать.
С другой стороны, если мы допускаем мысль, что автор произведения - личность, особенности которой, характер, мысли, сущность проявляются в создаваемом тексте, то можем ли мы абсолютно безошибочно уверять в том, что автора как такового не существует?
Я считаю, что автор присутствует в тексте, следовательно и авторские интенции, как таковые, имеют место быть. И они - есть.

п.с. вот Вам пример. На основе написанного мною Вы можете угадать моё настроение, мои побуждения, и даже - ход моих мыслей. Это ли не авторские интенции? Ведь в тексте я выразила часть своей сущности. :)
       

Главная - Кафедра - Классики и современники - Авторские интенции (Julia_forever)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru