Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Конкурсы - Сказка – ложь, да в ней намёк... - Карнавал. Маскарад. Маска. Сказка.


Карнавал. Маскарад. Маска. Сказка.


    Коротко о сути вынесенных в заголовок понятий.
     В.И. Даль определяет КАРНАВАЛ, как католическую масленицу, масленые увеселения, ряженье, окрученье; карнавальный - к карнавалу относящийся; карнавальщик, карнавальщица - карнавальные гуляки.
    Само слово КАРНАВАЛ восходит к средневековой латыни, carne-vale — мясо-прощай. В католических странах это было время от Крещения (6 января старого стиля) до среды на первой неделе Великого поста, но обыкновенно так называли лишь последние 7-10 дней перед чистой средой, сопровождавшиеся в романских странах, особенно в Италии, и в Южной Германии народными гуляньями, процессиями, маскарадами и прочими увеселениями. Такие карнавалы, как и русская масленица, соотносятся с остатками языческих праздненств, знаменующих переход от зимы к весне.
    Как доказал М.М.Бахтин, КАРНАВАЛ есть культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности". Это не только значимый компонент средневековой и ренессансной культуры, но и термин современной философии культуры, ибо смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени.
    Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания".
    Средневековый смех интерпретируется Бахтиным как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". Карнавал (а этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений". Карнавал не просто разыгрывали, это была "как бы реальная... форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, — причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освещали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то карнавал "был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону.
    При этом МАСКАРАД, будучи составной частью карнавала, в дальнейшем приобрёл самостоятельное значение, например, как бал-маскарад. Д.И. Ушаков определяет маскарад (от французского mascarade) как:
    - бал, участники которого являются в масках, в характерных и фантастических костюмах. "Маскарад и бал в собраньи был", Некрасов;
    - переносное, лицемерная внешность, принимаемая кем-либо, личина, притворство (книжное).
    МАСКУ, как неотъемлемый атрибут маскарада, В.И. Даль определяет следующим образом. Маска - накладная рожа, маскировка - сокрытие дела, предмета за другим обманчивым делом; маскарад - увеселительное сборище, съезд, род бала в необычных одеждах, личинах, образах.
    И наконец, СКАЗКИ. Произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. Содержат богатый материал для изучения народной психологии и быта.
    Понятие СКАЗКА [нем. Marchen, англ. tale, франц. conte, итал. fiaba, серб.-хорв. pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка] — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие СКАЗКИ.
    Итак, сокрывшись под личинами героев русских народных сказок, "зажжём огни, нальём бокалы, утопим весело умы" в маскарадных текстах нашего предновогоднего карнавала ! :)
    
    Источники:
    - Словарь Даля
    - Словарь Ушакова
    - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    - Новейший философский словарь
    - Энциклопедия постмодернизма
    - Литературная энциклопедия
    - Вс. Миллер, “Русская масленица и западно-европейский Карнавал” (1884)
    - М.М.Бахтин "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", Москва 1965
    
     AC


Главная - Конкурсы - Сказка – ложь, да в ней намёк... - Карнавал. Маскарад. Маска. Сказка.

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru