Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Обзор девятый (туманно-слякотный) (Фома Ухмылкин)


Обзор девятый (туманно-слякотный)

(Фома Ухмылкин)


«Каждый обзор – это всего лишь
моё субъективное мнение, не
претендующее на истину в
в последней инстанции»

Фома Ухмылкин




    
    1. Екатерина Джелали «Нет, это- не печаль...»
    
    Нет, это- не печаль,
    а лишь- полутона,
    Опять легли на город-
    бледно- серо...
    
    И я - не влюбленна...
    лишь- чуточку- пъянна...
    
     Действительно, это не печаль, а элементарная безграмотность.
    
    2. Молчанов Виталий «Ни слова о любви»
    
    Дом – как замок, через лужу – ров,
    Мост дощатый. Cкрип дверей истошный
    Возвестил: «Следы её шагов
    Стёрли чьи-то грубые подошвы»..
    Мне на пятый…Тёплый аромат
    Поглотило стен подъездных горло –
    Кашляет прокуренно подряд
    Гулким эхом в такт ступеням голым.
    
     Запятая в конце первой строки вводит в заблуждение. Получается, что через лужу не мост, а ров. Забавно. Через яму – канава. Мне тоже приходилось бывать в подобных ситуациях, когда нужно дважды поставить знак, сохранив смысл. Я делаю так:
    
    Дом – как замок, через лужу-ров –
    Мост дощатый.
    
     Сначала дефис, потом тире. Лучшего пока ничего не придумал. Может, кто из авторов поделится своими вариантами выхода из щекотливой ситуации?
    
    Краска ядовитая перил
    Прилипает пятнами к ладони.
    Не щадя сороковаттных сил,
    Луч плафонный бросится в погоню,
    
     Отчего же луч плафонный, если горит лампочка? Это что же получается?! Если солнышко тебе лысину на улице греет, то это луч солнечный, а если сквозь стекло, то это луч оконный?! Нет, господа хорошие, так у нас дело не пойдёт!
    
    Не достать – наткнётся на кусты
    Чёрных и загадочных пролётов.
    
     Здравствуйте! Опять двадцать пять! Кусты-то в подъезде откуда?! Катакомбы пролётов я ещё могу понять, но кусты коридоров?! Простите! Вот так откровенные ляпы стёрли впечатление от стиха, как
    
    Лёгкие следы её шагов
    Стёрли чьи-то грубые подошвы.
    
    3. Марина Далимаева (Эм) «Вот ходишь по земле...»
    
    Вот ходишь по земле – за пядью пядь.
    
     Странная походка, не правда ли?! Что там «Грамота.ру» по этому поводу говорит?
    
    ПЯДЬ ж.
    Старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев (около четверти аршина).
    
     Моя пядь составляет 15 см. А длина стопы – 25 см. И как прикажете, в таком случае ходить? Длина шага составляет две трети длины стопы. Так ходят иногда, я не спорю. Если сильно в туалет хочется и боишься расплескать по дороге. Но это же нонсенс, друзья мои! И чтобы это понимать, не нужно быть семи пядей во лбу! Мне, например, вполне хватает шести.:))
    
    4. Екатерина Шталь «Глубины счастья»
    
    Рыба птице сказала гордо в миг, когда поднялась волна:
    «Есть такие глубины счастья, и доступные – только нам!»
    
    Птица взмыла в порыве страстном и ответила с высоты:
    «Есть такие вершины духа, о которых не знаешь ты!»
    
     Задумка неплохая. Противостояние и контрасты – штука выигрышная! Но вот дальше…
    
     Но взлетела на леске рыба и на землю упала ниц.
    И, подстреленная умело, птица рухнула камнем вниз,
    
     Как говорил известный автор обзоров на другом сайте: «Я плакаль!» Причина кроется в следующем: наречие «ниц» весьма устаревшее, современники пользуются сходным по значению «ничком». А ничком означает – лицом вниз. Ну, вот опять заплакал от смеха…
    
    5. Julia_forever «Лета»
    
    ...Камины, кресла… Тронет седина
    Виски, слегка измазав белой глиной.
    Уставший взгляд, мгновеньями невинный,
    И так нелепо скомкана - спина...
    
    Куда?... когда стальной растаял стержень,
    Измазав тестом, лет сковороду…
    Нам дадено так много - на роду:
    Но права нет: к себе прослыть невеждой.
    
     Вот, на мой взгляд, типичный случай, когда чрезмерное увлечение образами может завести авторессу не в ту степь. Начнём с глины. Откуда она взялась у седины, так и не понял. Вот «посеребрить виски» или «припорошить инеем» - это действительно красиво, хотя и затаскано порядком. Но вымазать глиной?! Оригинально, конечно, ничего не скажешь, но лично у меня это вызвало неприятные ассоциации. Ещё бы перьев поверх глины налепить для полного счастья – и порядок! Вторым нумером идёт скомканная спина. Сразу представил скомканный лист бумаги, а потом этот лист попытался отождествить со спиной – нет, не получилось. Это в какую же автокатастрофу нужно попасть, чтобы заполучить такую спину?! Не приведи Господь! И венчает всё это безобразие тесто, получившееся в результате таяния стального стержня. Это, видимо, уже из раздела нанотехнологий. С последней строкой тоже хочу поспорить. Почему же нет права? Ещё Сократ воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю…» И таких людей немало. Я и себя в этот разряд зачисляю.
    
    6. Надежда Буранова «Я уйду в кружева деревянных "оков"...»
    
    Я уйду в кружева
    деревянных "оков",
    откажусь
    от бетонной "свободы".
    Заберусь в эти книги
    ушедших веков,
    где историй –
    на долгие годы.
    Сквозь прозрачную вязь
    постаревших страниц,
    словно в кущах
    небесного сада,
    я увижу волшебных,
    диковинных птиц,
    ожерелья цветов.
    И отрада
    прибежит в мое сердце
    веселой волной
    от высокой светелки
    и фриза.
    Будут солнце и звезды
    сиять надо мной,
    над ажуром
    резного карниза.
    
    
     Вот она – сила искусства! Несмотря на то, что рифмы в основном грамматические, стих замечательный! Стало быть, не всегда дело в рифмах. Есть, есть нечто неуловимое, что притягивает в хороших стихах. И в фильмах: иногда и сюжет шикарный, и актёры – сплошь звёзды, а кино смотреть не хочется! А иногда наоборот – смотришь и оторваться не можешь, хотя, вроде бы, ничего удивительного тебе с экрана не предлагают.
    
    7. Вирява «Родные стены»
    
    Вечернего огня уют
    Приветливо из окон льётся.
    Души теплом затмят и солнце
    Родные стены, где нас ждут.
    
     Вот такие стены. Того и гляди тепловой удар хватит!
    
    Где нас простят, где нас поймут,
    Где просто примут, без упреков,
    Без слез, без пафоса, намеков, -
    Нам молча руку подадут.
    
     Представьте на минуточку: возвращается из армии сын. Весь в предвкушении встречи с близкими. Звонит в дверь. Открывает мать. Сын радостно бросается к ней: « Мамочка! Привет! Вот я и вернулся!» Но мать только молча подаёт ему руку, и всё! Ничего не понимающий сын идёт в комнату, где отец читает газету.
    - Па! Что тут у вас случилось-то? –
     Но и этот родитель, молча сунув руку, возобновляет чтение. Из другой комнаты появляется брат. Лицо демобилизованного бойца озаряет улыбка: «Братишка!» Но близкий родственник, на ходу сухо сунув пятерню, спешит в прихожую, и быстро одевшись, уходит на тренировку. Из окна приветливо льётся уют, стены излучают душевное тепло. Всё замечательно!
    
    Где можно в тихой простоте
    Пить чай, в глаза смотреть друг другу,
    Как дань привычному досугу,
    Следить за лентой новостей.
    
     Отчего-то вспомнилось: друг на друга поглядим, словно мяса поедим!
    
    Где нам не нужно говорить,
    Где всё без лишних слов понятно,
    Где мы вверялись многократно,
    Где нам умели всё простить.
    
     А зачем тратить время на пустую болтовню в семье?! И так всё понятно. Новости посмотрели, и спать! В последней строке нестыковка времён. Если уж умели, то прощать. А если простить, то сумеют. Кому многократно вверялись герои стиха – тоже покрыто мраком тайны.
    
    8. Ирина Эфр «Под старой липой»
    
     В этом нетленном произведении повествуется о сурьёзной любви.
    
    «Ты меня любишь?» - я спросила,
    «Ну да ну да» - промямлил он.
    Румянец сполз на щеки мило,
    Ну, просто розовый бутон.
    
     Вот так, коротенько в двух первых строках и объяснились. Вдруг, откуда ни возьмись, как змей с древа познания, на щёки сполз румянец! Откуда сполз? С висков? Это гравитация во всём виновата!
    
    В руках он теребил брелочек,
    Ботинком ковырял в песке,
    И хоть росточком был не очень…
    Глаза! Ну, тонешь в синеве.
    
     Судя по всему, парень видный, с брелочком! Либо тачка крутая, либо квартира в элитном доме! И обувь явно не фирмы «Скороход»!
    
    И так стояли мы под липой,
    Упрятав чувства в сень листвы,
    Неловкость аж макушкой бритой
    Кричала в солнечной жаре!
    
     Обращаю внимание дорогих читателей на «изысканную» рифму «листвы-жаре». Только истинные знатоки, искушённые в поэзии, смогут оценить в этой паре завораживающее созвучие! Автор решил не использовать одинаковые буквы. А это не так-то просто! Это дилетант какой-нибудь написал бы:
    
    Упрятав чувства в конуре,
    Кричала в солнечной жаре.
    
     Да только, кому нужны эти грамматические…
    
    И он сказал: «Пошли купаться»,
    И протянул ладошку мне,
    И было нам не по шестнадцать,
    А лет по шесть в том летнем сне.
    
     Вот такой липовый романчик случился у нас на «Клубочке».
    
    9. Михаил Евсеевич Вишняков
    
    Мастера, забывшие меня,
    как живёте и о чём поёте?
    Кто сидит у вашего огня?
    Чья душа соседствует в полёте?
    
    Не морозит ли парнасский зной?
    Опыт славы не ухудшил зренье?
    Дай вам Бог несуеты земной,
    точного, как долг, стихотворенья.
    
    Дай вам Бог сановной седины,
    вы её непраздно заслужили -
    честного сознания вины,
    ибо стольких лучших пережили.
    
    Русская поэзия - рудник,
    где свистят безжалостные плети.
    Русская поэзия - лишь миг.
    Остальное - просто долголетье.
    
    
     Прекрасные стихи! «Точные, как долг.» Понятные, несуетливые, взволновавшие. Такое пожелать мог только поэт, знающий себе цену.
    
    10. Уваркина Ольга «Ностальгия»
    
     А вот образец прекрасной аллитерации! Я лично получил большое наслаждение от прочитанного! Молодец, Ольга!
    
    Бред брутальности
    барражируя,
    Брызжет
    в раж,
    И брыжами
    буркает …
    Мыслеформы
    фонят фукурами
    и глаголы
    гуляют гульками.
    Клею клетку
    ключами - клонами,
    форс-мажорно,
    мажоритарно.
    Прожигаю аджигой
    жжёною
    кратер чрева
    куском кустарным.
    Баню баню,
    банкую баннером,
    бурно,
    буром,
    буравя
    буки!..
    Ностальжи... по
    Паркуру,
    паркеру,
    парку в Парме,
    Сидзё, «Сузуки»….
    
    11. Воронов Сергей «Обещал написать»
    
    Обещал написать. Только месяц - ни строчки, ни звука...
    На Gmail во "входящих" опять ничего поутру.
    То же самое там, бестолковом нутре Outlook-a...
    И тем более там, в позабытом давно mail.ru
    
     Не знаю почему, но мне нравится, когда авторы употребляют в своём творчестве компьютерные термины. Есть в этом какой-то налёт авангардизма. «Там-там» в соседних строчках музыки строфе не добавили. Я усматриваю в этом элементарную небрежность. Как и в отсутствии предлога «в» в третьей строке.
    
    Он в какой-то глуши, где мобильная связь ненадежна.
    Толи дикая степь, толь какой зачарованный лес.
    Но простите меня, пару строчек черкнуть все же можно?!
    Можно смайлик дебильный хотя бы прислать в SMS?!
    
     А вот когда авторы торопятся, я не люблю! И куда они спешат? Не пожар ведь! Перечитай ещё раз своё творение, проверь ошибки, исключи ляпы, а потом уж размещай на суд читателей. Ну, что это такое?! Способный автор, а «то ли» пишет слитно. В результате получается, что какой-то Анатолий по сходной цене приобрёл дикую степь, и теперь она его – Толи!
    
    Вот они, мужики... А прощались, он гладил так нежно,
    И так честно смотрел, и слезу растирал по губам.
    "Честно, будешь писать? - Дорогая, а как же? Конечно!"
    Ну, и где, дорогой?! Во "входящих" один только спам...
    
     Опять два раза «честно» в соседних строках. Плюс с прямой речью проблемы. Маленький ликбез:
    
    § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
    
    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поётся, там и счастливится» (Лермонтов).
    ... А в подъезде висит стародавний классический ящик,
    И внутри, меж реклам пиццерии и мойки машин,
    Три конверта лежат, штемпелеванных и настоящих,
    Что с попутками он передал из далекой глуши...
    
    
     Концовка блестящая! И сам стих хорош! Но перечисленные погрешности не дают насладиться как следует этим произведением. А жаль…
    
    12. Григорий Подольский «Сегодня ты особенно бледна»
    
    1.
    
    Смотрю на вас и сразу забываю
    привычные вечерние скандалы...
    А на меня ваш веер навевает
    пьяняще- сладкий аромат сандала,
    духов "Коти" и тающего воска,
    и странный рой воспоминаний зыбких,
    и пряный дым английской пахитоски...
    А под вуалью прячется улыбка
    все той же гимназистки в пелерине,
    румяной, непосредственной и робкой...
    Вы сыпете дорожку кокаина
    на крышку позолоченной коробки.
    
    2.
    
    Сегодня ты особенно бледна,
    заправившись отменным кокаином,
    и в предвкушеньи сладостного сна
    расположилась томно и картинно
    на оттоманке, с мундштуком в руке,
    украшенной серебрянным браслетом,
    и что-то мне на странном языке
    ты снова шепчешь , как прошедшим летом,
    и выпуская ароматный дым,
    мой пыл души оставив без вниманья,
    ты ускользаешь от меня в сады
    с цветами, у которых нет названья.
    
     Хороший стих, легко ложится на слух, и читать его интересно, хоть и без изысков написано. Мне почему-то Вертинский вспомнился. Милая вещица, ради которой хочется простить автору «вас-ваш» в 1-ой и 3-ей строках, и даже две «н» в слове «серебряный».
    
    13. LOZA «Казалось»
    
    Чертовски сильный, хладнокровный лев
    Влюбился в хрупкое, прекрасное создание-
    Казалось, раздавить ее случайно,
    Он мог, слегка рукой задев…
    
     Ого! Лев с руками – это вам не грифон! Может быть, это мужчина, родившийся под знаком Льва? Тогда что же это за создание, которое можно случайно раздавить? Бабочка? Улитка? Пока не ясно!
    
    Внушал себе, что слишком далеки,
    Но сам невольно расширял границы-
    Крылом безвольной, одинокой птицы,
    Пресытившейся приторной тоски.
    
     Вот уж кто волен, так это одинокая птица: лети себе, куда хочешь, законы стаи – не для тебя. А тут безвольная почему-то… И последняя строка подгуляла: правильно «пресытившейся тоской». И потом – почему тоска-то приторная? Разве это сироп или духи? Чушь какая-то!
    
    Лавина чувств, нахлынувшая вдруг,
    При взгляде ее робком, безмятежном,
    В могучем сердце перебором нежным
    Озвучила величие минут.
    
    И каждый мускул дрогнул в тишине,
    Когда коснулась кончиками пальцев
    Его руки – заблудшего скитальца,
    Топящего печаль в вине.
    
     «Лавина чувств» - образ настолько затасканный, что вряд ли есть смысл использовать его снова и снова. Поскольку упоминаются пальцы, то героиня всё-таки девушка. Или женщина. В повествовании присутствует маленькое противоречие: хрупкое создание с робким взглядом неожиданно проявляет инициативу, касаясь руки скитальца, уготовившего печали роль Му-Му.
    
    Она тем временем, изрядно осмелев,
    Но не спугнув столь милого румянца,
    Играла с волосами чужестранца,
    От восхищения в его глазах зардев.
    
     О как! Она уже и в волосы ему пятерню успела запустить! Если так дальше дело пойдёт…
    
    «Как долго ждал…Тебя, тебя одну!
    Ты так хрупка, наивна и прекрасна…
    Но знаешь, милая, ведь быть со мной опасно,
    Я рисковать тобою не хочу»
    
     Наконец-то хоть кто-то из них заговорил, а то у меня начало складываться впечатление, что повстречались два актёра театра мимики и жеста. Какой благородный лев! Супротив лавины чувств попёр! «Не моги, - говорит, - быть со мной!» И точка!
    
    …и он ушел, оставив сердце ей;
    Лес сотрясали рыки и рыданья.
    Мечта вспорхнула ласточкой прощальной
    И унеслась сквозь череду аллей.
    
     Вот такой лев-Данко! Сердце - любимой, а сам в лес отправился. А с каких это пор, почтеннейшая публика, царь зверей стал по лесам ошиваться?! А вообще, концовка «убойная»! Читатель размазывает слёзы, всхлипывая от жалости, как в индийском фильме. Женщины пьют валерьянку. Прямо из пузырьков! Не закусывая!
    
    14. Ксана Етон «Ноябрь, облизанный туманом...»
    
    Ноябрь, облизанный туманом,
    Листает осени холсты,
    И льются мерным стуком странно
    Однообразные версты.
    
     Вообще-то, правильно «вЁрсты». Попытался представить, как может литься стук, да ещё мерный – не получилось! Может быть, наречие «странно» каким-то образом объясняет эту строчку?
    
    Застыла, замерла предчувствьем
    Дорога, словно в забытьи -
    Журавль колодезный опущен,
    Воды студеной полбадьи.
    
     Едва не вывихнул язык, проговаривая слово «предчувствьем»! Надо его включить в тест для определения степени опьянения водителей. Опять же, правильно - «замерла в предчувствии». Но в предчувствии какого события или явления – автор не указал. Вот сиди и мучайся сомнениями.
    
    Пожухлых листьев шорох влажный
    Уныло шепчет – все обман –
    И этот мир одноэтажный,
    Где я заблудший гость. Туман…
    
     «Синий туман похож на обман…» Где-то я это уже слышал. Да и В.Добрынин не был первооткрывателем по части тумана. Может быть, и правы те, кто утверждает, что всё придумано уже до нас?! Возможно, кое-кто упрекнёт меня в желании выискивать блох в чужих стихах, но ведь «Собственные недостатки, что котомка за плечами - не увидишь!» Это сказал Эразм Роттердамский. А я напомнил.
    
    Фома Ухмылкин.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

01.12.2009 17:21:33    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
И вновь приятно манит взор
Туманно-слякотный обзор!
:-)
     
 

01.12.2009 20:33:31    Фома Ухмылкин Отправить личное сообщение    
Прогоним мы туман и слякоть!
Поэту не пристало плакать!
       

01.12.2009 21:40:16    Надежда Буранова Отправить личное сообщение    
Фома, я думала, что у меня точные рифмы, оказалось, - грамматические... Спасибо за просвещение! :)
     
 

02.12.2009 11:18:38    Алёна Восточная Отправить личное сообщение    
Недобрый Вы человек, Фома :) Совсем не бережёте мою нервную систему :) :) :)
     
 

02.12.2009 20:18:03    Куликова Юлия Отправить личное сообщение    Прошу простить меня за многословность. :)
Фома, Фома... Если в определенные моменты Вы способны мыслить трезво, то в иные - у Вас эта способность просто отсутствует, видимо, уступая место пафосу и игре.
Считаю неуместным в обзоре, рассматривая фразу, выкручивать ее смысл до неузнаваемости. Такие "ужимки" - уровень отнюдь не Клубочка.
Подробнее.
3. Марина Далимаева, "Вот ходишь по земле..."
"Вот ходишь по земле – за пядью пядь."
Заметьте, что автор не упомянул о длине шага, равной одной пяди. Посему, столь ли верно Ваше замечание?
10. Уваркина Ольга, "Ностальгия"
Один момент:
"Прожигаю аджигой
жжёною
кратер чрева
куском кустарным."
Так аджигой или куском кустарным происходит процесс прожига? Два определения (отв. на вопр. чем?) находятся в одном предложении, они не связаны и не разделяемы никаким знаком препинания. За красотой аллитерации, Фома, действительно можно забыть о наличии смысла. А как же тогда Поэзия?
12. Григорий Подольский, «Сегодня ты особенно бледна»
Во-первых - сыплете. Букву "л" в данном слове никто не отменял. Этому автору на ошибку Вы не указываете.
Во-вторых - происходит переход с "Вы" на "Ты" в произведении. Это действие кокаина?..
13. LOZA «Казалось»
а) Здесь не только затасканные образы, но и либо верлибр (с рифмами почему-то), либо всё-таки стихи, с отсутствием размера.
б) расширял границы тоски - это второй вариант, но тоже будут несостыковки по падежным окончаниям и знакам препинания.
в) то, что ЛГ зарделась в глазах чужестранца - тоже интересно. При чём - нотабене, в случае словоформы - зардев (правильно - зардевшись).
г) если Лев оставил даме сердце, то рычать он уже не может. :) он без сердца вообще ничего не может.
14. Ксана Етон «Ноябрь, облизанный туманом...»
"Попытался представить, как может литься стук,..." - представьте лучше, что льются вёрсты. Это схоже с лентой дороги, с вьющейся тропой; так реки и ручьи извиваются. :)
Рифма - предчувствьем-опущен - натянутая и далёкая. Разве что автор рифмует по ударной гласной.
О предчувствии дороги говорить есть ли смысл? Каково предназначение дороги для человека? Знают, кажется, все. :)
Это я всё к тому, Фома, что выискивая блох перед препарированием, Вы еще и отбираете их.
И в этом случае обзор ценен лишь наполовину, ту - в которой Вы действительно указываете авторам на очевидные ошибки.
     
 

04.12.2009 01:12:25    Екатерина Шталь Отправить личное сообщение    
Это КАМБАЛА была! :))))
     
 

09.12.2009 00:33:05    Игорь Древлянский Отправить личное сообщение    
Блллин... Так, видимо, ни в один обзор Фомы и не суждено попасть... :(
И чегой-то так?
     
 

20.12.2009 20:25:11    Пилигриммм Отправить личное сообщение    
Дочитал вот до этого места, в начале, и все понял. Далее читать расхотелось. У этого человека критикующего поэтического воображения ноль или близко к нолю. Дальнейшие критические словесы предсказуемы. Латунщина...
" Здравствуйте! Опять двадцать пять! Кусты-то в подъезде откуда?! Катакомбы пролётов я ещё могу понять, но кусты коридоров?! Простите! "
Кусты коридоров достаточно легко представить, если зримо представить коридоры расходящиеся от одного места. Например от входов. :)) Плюс комнаты - почки, лепесточки))
Есенин когда-то писал про березку:
****
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
****
Критикую- какие, автор, у березы колени? Раз есть колени, значит есть ноги, а они откуда-то растут. Значит есть и попа. Вы видели попу у берез? И попы зачем даются, главное их предназначение? Вот то-то. Циничный, низкий стишок
И , автор, березы не могут разговаривать, они же дерево, дрова.:)
*****************
Конец.
****
     
 

Главная - Кафедра - Обзор девятый (туманно-слякотный) (Фома Ухмылкин)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru