Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - К вопросу об античной мифологии (Алёна Сократова)


К вопросу об античной мифологии

(Алена Сократова)



    
    Под античной мифологией понимается мифология греков и римлян, поэтому в науке часто используется термин «греко-римская мифология», но греческая мифологическая система возникла значительно раньше и послужила основой для римской. В ходе этой преемственности римляне не просто заимствовали сюжеты и образы, но видоизменяли и дополняли уже созданное. Уже в конце средневековья, благодаря распространенным в Европе латыни и древнегреческому языку, античные мифы не только получили широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: нет ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале античных сюжетов и образов. Особенно важную роль античная мифология сыграла в истории развития искусства словесности. Античными реминисценциями наполнена вся поэзия 19 века. По словам А.С. Пушкина, «каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
     Мифы возникают в дописьменный период и передаются из поколения в поколение певцами-аэдами и рапсодами. Первыми записанными произведениями, основанными на мифологических сюжетах, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI–VII в.в. до н.э.). Созданы они значительно раньше. По мнению историка Геродота, Гомер жил за три века до этого, то есть около IX–VIII веков до н.э.
     В гомеровском эпосе отражены уже сложившиеся к этому времени мифологические представления античных греков об устройстве мироздания. Все сущее образовалось из Хаоса, не являющегося реальным пространством. Первыми появились Гея – земля, Тартар – бездна и Эрос – любовь. От Геи родился Уран (небо), от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и хранителем вселенского порядка.
    Мифология была для античных народов не наукой и не историей, она регулировала и определяла их повседневную жизнь, связывала их с миром ушедших предков. Божества находились не только на Олимпе, их обнаруживали в живой природе. Мировосприятие античного человека отличалось пантеизмом.
     Так, эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы. Ему поклонялись в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны. Посвященные ему фаллические статуи, символы, амулеты получили всеобщее распространение, что имело целью повысить плодородие земли. Этого бога окружал целый сомн образов живой природы: кентавры, нимфы, дриады, силены, сатиры. Земледельческое население особо чтило и богиню плодородия Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл: воздействие на силы плодородия земли. В сельской местности почитали Артемиду – богиню диких зверей. Городское население более чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи, приносились жертвы…
     Римская мифология, в отличие от греческой, более молода: письменные источники датируются лишь III–II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об Энее, который лег в основу сюжета героической поэмы Публия Вергилия Марона «Энеида». В известном смысле здесь присутствует не просто сюжет мифа об Энее, а целостная мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве. Основные боги и герои римских мифов: Эней, Нума, Ромул, Латин, Веста, Янус, Сатурн, Фавн, гении, юноны, маны. Весь пантеон олимпийских божеств перенесен на римскую почву, но с измененными именами и функциями. Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские, в первую очередь, функциональны. И все же знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах и мифах.
     Римские мифологические герои выглядят гораздо бледнее по сравнению с греческими и, если так можно выразиться, являются более «политически ангажированными».
    Таким образом, мифология античного мира – своего рода сложный и многоплановый симбиоз мифологий Древней Греции и Древнего Рима, первой из которых принадлежит честь создания большинства мифов и легенд, второму – слава сохранившего это богатство для нас, потомков.
    Хрестоматийны слова К. Маркса о том, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву». И не только греческого, но и всего мирового искусства, не сомневаясь, добавляем мы. Взять, к примеру, авторов нашего сайта. Несмотря на то, что в наших стихах канва всем известных мифологических сюжетов порой трансформируется до неузнаваемости, и все же, даже в таком измененном виде, миф продолжает служить для нас и неиссякаемым источником «вечных» тем и образов, и вдохновителем, и нравственным ориентиром…
    
    Алена Сократова.
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

21.05.2009 23:29:47    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Да, вся наша культура вышла оттуда. И не только искусство, но и наука, а если разобраться, то, отчасти, и религия: средневековые богословы, к примеру, использовали идеи Платона. Да и просто понятия о красоте, обычаи и т.п. Но не все мировое искусство вышло из древней Греции. Японское, к примеру, вряд ли.
     
 

22.05.2009 10:26:33    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Сергей, согласна, в плане "почвы" - у японцев она своя, конечно. Но "арсеналом", и для японцев в том числе, ей ничто не мешает быть и сейчас. Впрочем, если так режет глаз, можно "всего мирового" заменить термином "общемировое".
       

12.06.2009 02:30:19    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Боюсь, что обо всем этом уже написано. Да и не хватит меня на статью... меня в последнее время и на комменты не всегда хватает...
       

24.05.2009 20:22:51    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
А отцом японского экономического чуда был наш бывший соотечественник. Тесен мир... :)
       

24.05.2009 22:12:59    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Китайцы придумали не только порох, но еще, например, бумагу. Не будем острить, что бумагу можно по-разному использовать :) Азия дала миру не только религию. То что сделали в светских науках презираемые ныне европейцами арабы трудно переоценить - мы даже цифры в числах пишем по-арабски, справа налево. А вот охота на ведьм, костры инквизиции, крестовые походы - наше европейское изобретение. Да, Запад обошел Восток в развитии, но это только сегодня. История - дама своенравная, и лидеры в этой гонке меняются.
Что до благ европейской пассионарности, или европейского образа жизни, то Европа вымирает, пополняясь главным образом за счет мигрантов из Азии и Африки. То же самое Штаты. Аналогиченая проблема и у принявших западные ценности японцев, которые всерьез подумывают открыть границы приезжим. Все бы хорошо, да далеко не все мигранты принимают ценности своей новой родины. Как решать эту проблему пока никто не знает. Так что со временем китайцы и индусы могут заселить полувымершие страны без всяких пушек.
       

24.05.2009 22:26:18    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Я надеюсь)
       

25.05.2009 09:38:07    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
Слушайте, вот вам бы взять да совместную статью сюда, на Кафедру, написать! Что-то вроде "Запад есть Запад, Восток есть Восток..." или "Русский с китайцем - братья навек?" :)) Я не шучу, кстати: раз вы в теме - введите и нас, непосвященных! :)
Сереж, хочу уточнить: а разве мы справа налево цифры пишем? Не исключаю своего математического кретинизма, но вроде слева направо...
А про кризис японской культуры слышала. Недавно читала здесь, в сети, какую-то статейку про то, как вдохновенно в Японии проходят какие-то фестивали европейской моды, как тамошняя молодежь активно стремится "европеизироваться"...
       

07.06.2009 23:35:41    Сукин Кот Отправить личное сообщение    Алене
Извините, что долго не отвечал.
Насчет статьи, я бы не взялся. Мои знания Востока поверхностны.
По поводу чисел, мы пишем их, конечно, как привыкли, т.е. слева направо. Но, числа построены именно справа налево. Для примера возьмем число 523 (пятьсот двадцать три). Сначала идут сотни (5), потом десятки (2), потом единицы (3). Но, разве не естественнее начинать запись многозначного числа с единиц, а не десятков, сотен, тысяч и т.д.? Ведь все мы в детстве учимся считать от одного до десяти, потом до ста и т.д. Почему же мы записываем числа в обратной последовательности? Ответ прост: мы переняли эту манеру у народов, которые пишут справа налево. Кстати, зайдите на какой-нибудь арабский сайт, у них 2009 год записан так же как у нас, т.е. это их естественная манера письма.
Вы, возможно, возразите, что мы пишем числа, как говорим (сорок один = 41). Но, это сейчас, после того, как мы много веков назад приняли новую систему. А кто знает, как это число произносили наши предки? Согласитесь, что такие числительные, как одиннадцать, двенадцать и далее до девятнадцати более древнего происхождения, чем составные числительные (двадцать один и т.д.). И эти древние числительные мы произносим не так, как пишем, а наоборот: две-надцать (21), три-надцать(31), четыр-надцать(41). Забавно, правда? :) Думаю, это отголосок тех времен, когда существовала старая числовая система.
       

25.05.2009 14:42:16    Алена Сократова Отправить личное сообщение    
:))) А вот теперь все это чуть дополни, оформи как статью и отправь Кате!
       

Главная - Кафедра - К вопросу об античной мифологии (Алёна Сократова)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru