Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Перо Алконоста - Статьи - Время славян


Время славян


    Говорят, что время – четвёртое измерение. В своём беспрерывном течении, не зависящем ни от чего, наверное, время - понятие абсолютное, не подверженное никаким внешним влияниям или обстоятельствам. Но восприятие времени теми или иными народами зависит от множества внешних факторов: ландшафтов территорий, на которых они живут, климатических и погодных условий, внешнего влияния, от проникновения иных культур и верований в процессах товарного обмена или войн. Даже среди самих славянских народов не было единства в восприятии временных циклов, что можно объяснить обширными территориями, ими населяемыми, а соответственно, различиями в климатических и ландшафтных условиях.
    Годичный цикл славян складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Основным элементом были солнечные фазы. Затем - цикл молний и дождей, цикл празднеств урожая, дни поминовения предков… По некоторым источникам, ещё одним циклом могли быть коляды – праздники в первых числах каждого месяца.
    Безусловно, основной солнечный цикл был одинаков, но остальные, скорее всего, имели свои специфичные особенности в зависимости от ландшафтных и климатических условий тех территорий, на которых жили те или иные славянские народы. Подтверждение этому можно обнаружить в названиях месяцев древних славян. Так, в источниках встречаются, например, по два-три названия на каждый месяц, причём названия месяцам года давались исходя из их природно-климатических характеристик:

Название месяца Древнеславянский вариант названия Значение, исходя из климатических условий
Январь просинец когда зимой после облачности появлялось синее небо
сечень там где в январе заготавливали древесину, рубили лес
студень холодно, зябко
Февраль лютый сильные, лютые морозы
сечень там где заготовка древесины шла в феврале
снежень много снега
Март березозол березу жгут на угли
березень цветение березы, сбор березового сока,
сухий месяц, в котором меньше всего выпадает осадков и земля начинает подсыхать
Апрель цветень природа в это время пышно расцветает
дубен там, где в апреле цвел дуб
бёрезень там, где в апреле цвела берёза
Май травень время роста трав
лётень  
цветень  
кресень  
Июнь чёрвень время, когда поспевают вишни
изок стрекочут кузнечики — «изоки»
млёчень  
Июль липец цветет липа
червень в северных широтах поспевает вишня
серпень достают серпы, начинается жатва
Август сёрпень начало жатвы
жнивень  
зарев в это время слышится рев оленей, появляется зарево — холодные зори
Сентябрь вересень цветет вереск
рюень возможно, от рёва животных
Октябрь листопад начинается листопад
грудень когда на дорогах образуется мерзлая колея - «груда»
Ноябрь листопад на южных территориях
грудень когда на дорогах образуется мерзлая колея - «груда»
Декабрь студень там, где в это время был самый холодный климат
просинец там, где зимой небо прояснялось в это время.


    Сведения о древних славянских календарях дошли до нас в обрывочном виде и часто противоречивы. Как ни парадоксально, наиболее достоверные данные на эту тему можно обнаружить в древнерусских христианских рукописных источниках. И самое интересное среди них «Остромирово евангелие», которое является самой древней дошедшей до наших дней датированной древнерусской рукописной книгой. Это роскошно оформленное Евангелие было переписано по заказу именитого новгородского посадника Остромира при киевском князе Изяславе (сыне Ярослава Мудрого) и предназначалось для драгоценного вклада в Софийский собор в Новгороде. Послесловие писца, диакона Григория, сообщает, что работа над рукописью была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года.


    Практически у всех славянских народов названия месяцев сохранились в первоначальном звучании, включая белорусов и украинцев. Только у русских в связи с петровскими реформами названия месяцев были изменены. Наверное, это была вторая после введения христианства попытка глобализации.
     Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
    
    1. Праздник первых ростков - 2 мая.
    2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
    3. Ярилин день - 4 июня.
    4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
    5. Праздник Купала - 24 июня.
    6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
    7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
    8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
    9. Праздник Перуна - 20 июля.
    10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
    11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
    
    Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны дохристианские традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
    В последнее время в сети появилось много материалов из так называемых нео-славянских источников, в которых количество праздников намного больше, и на основании которых сделана попытка обобщить праздничный славянский календарь (см. Праздничный календарь славян). Однако, хотелось бы отметить, что, исходя из научных источников, в те времена и практически до петровского времени новый год отмечался, по крайней мере, на территории Руси-России, в марте. В сетевых источниках указывается январь. Поэтому в сводном праздничном календаре указан январь.
    
    Использованные источники:
    1. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
    2. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
    3. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.
    4. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
    5. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/948.htm
    


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

15.07.2009 11:11:51    Екатерина Сеннова Отправить личное сообщение    
Ира, поздравляю с началом! В добрый путь!!!
     
 

17.07.2009 00:24:39    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Спасибо, Катя!
       

17.07.2009 13:39:54    Екатерина Сеннова Отправить личное сообщение    
Ира, а праздник отбора жертв для праздника Перуна - что имеется в виду? Неужели настоящие человеческие жертвы?
     
 

17.07.2009 16:58:17    Ира Арт Отправить личное сообщение    
В литературе точных указаний не нашла. Но не думаю. Впрочем, может быть на каких-то ранних этапах...
Вот цитата из Повести временных лет, которая указывает на такие жертвы:
"Повесть временных лет"

В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из иных стран. "Здесь же, - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?", не зная, что пророк сказал: "И назову людей не моих моими людьми"; об апостолах же сказано: "По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной - слова их". Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага - дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками.

Однако! Это источник довольно предвзятый, как мы понимаем.
А вот в научных исследованиях однозначного ответа на это нет.
Вот здесь интересная статья по этому поводу:
http://www.paganism.ru/osipova.htm
Там пишут следующее:

позициях исследователей необходимо отметить существенные разногласия. Сегодня не приходится говорить о преобладании более или менее единого систематизированного взгляда на древнеславянское язычество. Многие вопросы славянского языческого мировоззрения достаточно хорошо изучены и не вызывают сомнений, в то время как другие, например, периодизация славянских верований, возможность человеческих жертвоприношений или понятие Высшего Бога у древних славян за недостатком исторических свидетельств не находят общего разрешения. Отдельные положения и схемы, предложенные различными славяноведами, аргументированы и прекрасно иллюстрированы примерами. Частные проблемы нашли свое разрешение в упомянутых науках. Но локальные исследовательские выводы пока еще не объединены в максимально единую систему, раскрывающую содержание феномена славянского язычества в целостности
       

18.07.2009 14:56:15    Екатерина Сеннова Отправить личное сообщение    
Вспоминается фрагмент из романа Ефремова "Таис Афинская", когда Таис спросила жреца о человеческих жертвоприношениях, а от ответил ей, что кровавые жертвоприношения совершают дикие народы. Если я правильно понимаю, то смысл жертвы Христа был как раз остановить кровавые жертвоприношения у тех народов, у которых они практиковались, он как бы сказал: убейте меня, но прекратите приносить жертвы. И заменил подлинное жертвоприношение символическим (причастие - хлеб и вино - плоть и кровь Христа). Пусть меня поправят, если я не так трактую. Но жертв и после этого было очень-очень много...
       

21.07.2009 15:50:27    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Знаешь, Катюш, если именем Бога люди творят зло, то не Он в этом виновен... Он дал свободу выбора, а уж как воспользоваться этой свободой решают "твари"... и не всегда решают верно...
       

19.07.2009 19:19:38    Александр Крест Отправить личное сообщение    
С интересом узнал, что мой день рождения приходится на дату великой битвы с римлянами - Троян зимний. Спасибо! Только не ясно - 18 февраля того календаря совпадает с 18 февраля нашего современного календаря ?
     
 

21.07.2009 15:51:46    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Спаибо, Александр, что заглянули сюда, мне это важно, и очень приятно!
Когда составляла календарь, исходя из источников, поняла, что даты даны по новому стилю.
       

19.07.2009 21:46:58    Александр Крест Отправить личное сообщение    Екатерине Сенновой
"Но жертв и после этого было очень-очень много..."
- конечно было и сейчас есть - многие люди в гордыне своей опять Бога не послушали,
да и не все Христа приняли, да и сатанистов много - они и сейчас жертвы приносят человеческие. Ведь Христос никого не принуждал, он ПРОСИЛ у людей милости, а не жертвы. А многие своей свободой воли вот так распорядились - в пользу сатане.
     
 

21.07.2009 15:54:24    Ира Арт Отправить личное сообщение    
Да, человек не всегда помнит, что онвсего лишь образ и подобие... как фотография наш образ и подобие... и часто многим кажется, что они равны Богу. Самомнение... :)))
       

Главная - Перо Алконоста - Статьи - Время славян

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru