Клубочек
Стихи Проза Фото Живопись Музыка Конкурсы Кафедра Золотые строки Публикации авторов Форум
О сайте
Контакты Очевидец Клубочек в лицах Поэтический словарь Вопросы и ответы Книга месяца Слава Царствия Твоего
Главная - Кафедра - Сияние. Размышления о Егоре Летове. (Андрей Мединский)


Сияние. Размышления о Егоре Летове.

(Андрей Мединский)


    19.02.2008 года, находясь в служебной командировке в Донецке, днем, примерно в обеденное время, я слушал песни Егора Летова. Когда в наушниках доиграла песня «Сияние», меня пронзила мысль: «А ведь он скоро умрет». Мысль была такая четкая, явная и естественная, что я сам этому поразился. Это было не предположение, а утверждение.
    Спустя один день, мне по телефону сообщили, что Летов действительно умер. Не верилось в такое совершенно и, лишь добравшись до интернета, я понял, что это все же правда…
    Один мой друг однажды сказал, что ему всегда интересны умершие творцы с той точки зрения, что больше ничего не будет написано, создано… То есть, совершенно, ничего и никогда. Понимание этого пришло вместе со смертью Егора.
    Давно у меня сложилось впечатление, что Летов прощается. Тема смерти была у Летова-поэта темой корневой. Метафизический смысл смерти, основанный на собственном опыте, Летов совершенно ужасающим образом выражает в песне «Прыг-Скок»:
    
    Из земной юдоли
    В неведомые боли — прыг-скок!!!
     прыг-скок!!!
     прыг-скок!!!
     прыг-скок!!!
    Прыг под землю
    Скок на облако
    Прыг под землю
    Скок на облако
    
    Не менее страшно, усиленная своей конкретикой, звучит песня «Семь шагов»:
    
    Нет уж лучше ты послушай
    Как впивается в ладони дождь
    Слушай как по горлу пробегает мышь
    Слушай как под сердцем возникает брешь
    Как в желудке копошится зима
    Как ползёт по позвоночнику землистый лишай
    Как вливается в глазницы родниковый поток
    Как настырный одуванчик раздирает асфальт
    Как ржавеют втихомолку потаённые прозрачные двери.
    
    Слушай как сквозь кожу прорастает рожь
    Слушай как по горлу пробегает мышь
    Слушай как в желудке пузырится смех
    Слушай как спешит по гулким венам вдаль твоя сладкая радуга
    Звонкая радуга
    Как на яблоне на ветке созревает звезда
    Крошечная, поздняя, милая, ручная
    
    К концу жизни Летова тема смерти приобретает все более явные черты и проецируется на самого поэта. Прощальной звучит песня «Без меня»
    
    Корка хлеба без меня
    Пальцем в небо — без меня
    Без меня — апрель, без меня — январь
    Без меня — капель, без меня — отрывной календарь на стене…
    
    Летов, никогда не сдающийся, сильный и волевой, прощается с миром. Странно. Но странно только на первый взгляд.
    На самом деле, творец, достигающий предела во всем, что бы он ни делал, должен сознавать, что каждый раз этот передел может оказаться последним. Думаю, что Летов очень четко это понимал. Ведь он - борец за жизнь и естествоиспытатель смерти -многократно, даже чисто физически, находился в состоянии между…
    Сейчас, много пишут о том, что вместе с Летовым ушла эпоха, что поколения людей были воспитаны его творчеством. Все это, несомненно, так. Именно Летов, предельно честный перед собой, балансирующий на грани между сомнениями и пониманием, интуитивно прикасался к истине и трансформировал ее в свое творчество. Но какова цена для творца?
    В своих интервью Егор неоднократно говорил, что он не чувствует ответственности за свои произведения, ибо они представляют собой некие отдельные объекты, с ним связанные лишь своим происхождением. С такой позицией нельзя не согласиться. Летов был, по сути, поэтом-медиумом между идеей и нашим сознанием. Такое возможно исключительно при наличии глубокой и осознанной веры. И, как бы ни относились к его творчеству и личности люди, равнодушных среди них нет.
    Однако за все надо платить. И утверждение отсутствия ответственности за свои произведения не освобождает художника от необходимости расплачиваться за само их создание. Повторюсь, Летов не мог этого не понимать.
    В отличие от приведенных мной цитат смертельно тяжелых вещей о смерти, песня «Сияние» полностью соответствует своему названию. Оставляет чувство спокойного умиротворения, гармонии с жизнью на пороге смерти.
    Именно после прослушивания этой вещи у меня возникло ощущение, что Егор достиг какого-то высшего предела, порога, за которым не остается физической жизни и физической смерти, где нет этих опасных граней, которые заставляют работать инстинкт самосохранения. Но есть понимание и сияние.
    
    Спят леса и селения
    Небеса и сомнения
     Но сиянье обрушится вниз
     Станет твоей судьбой
    
    Спят планеты и яблоки
    Спят тревоги и радуги
     Но сиянье обрушится вниз
     Станет твоей душой
    
    Спят зверьки и растения
    Небеса и сомнения
     Но сиянье обрушится вниз
     Станет твоей землёй
     Но сиянье обрушится вниз
     Станет самим тобой.
    
    Егор Летов ушёл из жизни 19 февраля 2008 года, во сне, у себя дома в Омске.

Андрей Мединский, 19.02.2009


Напишите свой комментарий.
Тема:
Текст*:
Логин* Пароль*

* - это поле не оставляйте пустым

20.02.2009 20:51:41    Ведущая раздела Клубочек в лицах Член Совета магистров Галина Булатова Отправить личное сообщение    
Андрей, спасибо за интересную статью! Я, честно признаться, мало интересовалась творчеством Егора Летова, хотя слышала это имя неоднократно. Особенно в статье поразила мысль, что "...за все надо платить. И утверждение отсутствия ответственности за свои произведения не освобождает художника от необходимости расплачиваться за само их создание". Мысль настолько глубокая, что хочется задуматься над ней, как над открытием...
     
 

20.02.2009 21:02:17    Кавалер Ленты Мёбиуса Андрей Мединский Отправить личное сообщение    
Арома, к сожалению, это так...
Вспомните судьбы великих поэтов - большей частью это подтверждение этой мысли.
Спасибо.
       

20.02.2009 23:41:35    Член Совета магистров Уваркина Ольга Отправить личное сообщение    
Андрей! Я незнакома с творчеством Егора Летова, (как -то прошло мимо), хотя много слышала о его песнях и знала, что он популярен в определённых кругах.
Это хорошо, что Вы написали о нём.
Как у многих творческих личностей, у Егора была душа медиума. Он передавал свои видения, открытые ему Свыше, тайны сокровенного - в песнях, стихах. Это замечательный дар и как правильно говорят: за всё, что дано - спросится... Это закон Вселенной.
     
 

20.02.2009 23:44:52    Кавалер Ленты Мёбиуса Андрей Мединский Отправить личное сообщение    
Абсолютно верно!
       

21.02.2009 18:22:36    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Спасибо за статью. Летов был больше чем поэт, также как Высоцкий и Башлачев. Люди, которые могли на тонком, мистическом уровне чувствовать несправедливость и противостоять лживому "пластмассовому миру". И любовь пробивалась из песен сквозь внешнюю, напускную агрессивность. Меня поражает даже не то, что Летов предсказывал свою смерть (это было у многих), а то, как спокойно он к ней относился.
     
 

22.02.2009 13:05:03    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Жизнь - радость, награда. Нынешний мир - монстр, уничтожающий жизнь (этого нельзя отрицать, даже если он к нам сейчас благодушен). И таким его сделали люди. Смерть не самое страшное. Страшнее умереть до смЕрти, влачить существование. Не менее страшно быть "слепым", равнодушным. Наверное, главное не впасть в крайности. Не стать ни нытиком, ни "сытым и глухим". И того, кто все время плачет, и того, кто "ходит в шлеме и все время улыбается" здоровым не назовешь :) А бывает, что и плакать не стыдно. Впрочем, все это философия. Что до Летова, то у каждого свой путь. У каждого поэта своя миссия. Я так думаю.
       

22.02.2009 23:38:00    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Одна маленькая поправочка: санаторий в данный момент, для нас с Вами :) Нас, слава Богу, не бомбят, не режут головы, не пытают током. И жилье у нас есть, и коммунальные удобства. Да и родное государство нас пока не прессует: не выбивает показания, не бросает в психушку, как было с тем же Летовым после беседы с товарищами из КГБ. Но это благополучие, сами понимаете, не у всех. Да и у нас оно призрачно. Все может закончиться в одночасье.

Вот Вы говорите: нытье. А песни Высоцкого, его боль "за нас за всех" - это что, тоже нытьем назовете? А ведь с точки зрения обывателей Владимир Высоцкий жил неплохо: и слава у него была, и за границу летал, и на мерседесе ездил, и жена красавица-француженка. Кажется, тоже: что печалиться, мол "образа в углу и те перекошены"? живи и радуйся. Почему же он сгорел в 42 года? Конечно, все можно списать на водку, наркотики, работу без отдыха. Но все ли так просто? Ведь это оборотная сторона жизни поэта, артиста, музыканта. В сущности, это профессиональные травмы: футболист ломает ноги, поэт - собственную жизнь.

А по поводу напряжения силы и ума, приведу отрывок из интервью с Егором Летовым. Думаю, это будет интересно, раз уж статья посвящена ему.

"Меня же отправили в «психушку». Пока не началась перестройка, меня оттуда выпускать не хотели. Там я провел три месяца

Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накапливать ?сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кубики».

В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить"
       

23.02.2009 09:13:48    Кавалер Ленты Мёбиуса Андрей Мединский Отправить личное сообщение    
Арсений, Вам не кажется, что Вы в своих замечаниях очень бываете резки. И ладно, если бы оно было оправдано, но просто отрицание некоторых вещей, "потому что я так думаю" (кстати, ИМХО переводится так: Имею Мнение - Хрен Оспоришь:-)) это слишком...
Относительно же Летова, то Вы плохо знакомы с предметом.
Летов никогда не ныл, а в обычной жизни был веселым и жизнерадостным человеком. Что же касается творчества, то Летов был всегда честен, как перед собой, так и перед нами. И, не смотря на то, что он часто ошибался, он всегда делал эт ошибки имея очень сильную веру в правильность своего выбора.
И еще, я думаю, что тот факт, что за его творчеством следовали, следуют, и будут следовать сотни тысяч, а может и миллионы людей, говорит сам за себя.
       

23.02.2009 10:12:23    Кавалер Ленты Мёбиуса Андрей Мединский Отправить личное сообщение    
Ну и постмодернизм ведь очень разный, в нем, как и в любом литературном течении/явлении/направлении много бездарей, которые создают литературный мусор в невероятных количествах. Но ведь и много по настоящему стоящих вещей и авторов. Их конечно меньше, чем всякого дерьма, но они есть, и факт этот нельзя отрицать.
Да и потом, очень сложно дать какое-то однозначное определние самому постмодернизму или выделить его черты и признаки. Лично я до сих пор не знаю что это такое...
Вот например Владимир Маяковский, если бы жил сейчас, был бы самым что ни на есть постмодернистом, а Летов, будучи одним из самых ярких постмодернистов-ителлектуалов, свое причастие к данному явлению отрицал...
Не думаю, что сам по себе постмодернизм можно под одну гребенку причесывать.
       

23.02.2009 18:59:05    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Да, по статистике, самые несчастные и подвержанные стрессу люди - жители Западной Европы, а самые счастливые - латиноамериканцы. Но, как говорится, "там тепло" :)
Я и не спорю с тем, что надо радоваться жизни. Надо. Что до Высоцкого, то все зависит от восприятия. Я не могу беспристрастно судить о Высоцком - я на нем вырос. Думаю, что и Вы не можете. Какая радость в песне "Эх раз, да еще раз" или в "Конях привередливых"? Полная безысходность. Не то что ныть, выть хочется. Жизнь человека не может состоять из одного позитива. И героизм, как раз, проявляется только в самые страшные моменты жизни.
       

23.02.2009 23:00:46    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Арсению.
Ну так на него (Высоцкого) другие ярлыки вешали. Какая разница, какие ярлыки? И ведь всегда, во все времена говорили, де вот такой то был настоящий поэт, а этот не поэт, а так, выскочка, шарлатан, бескультурщина ("какое падение нравов!")

Наталье.
Наташ, а кто говорит, что когда хочется выть - жить не хочется? :)
Кони привередливые - очень сильная и очень больная (от слова боль) песня.
Выть хочется оттого, что лир. герой - сильный, яркий человек, хочет жить, но этого то и не будет. И даже допеть он может не успеть. Так что жить хочется, петь хочется, да не выходит - это то и страшно.
Скулеж, честно говоря, сейчас не слышу (может отстал от новых направлений в музыке). А что до политиков, то чем больше их узнаю, тем больше убеждаюсь, что все они одинаковы. Также как ворчание, что "распустили народ" было и во времена Высоцкого, и в 90-е, и сейчас :)
       

24.02.2009 00:02:30    Сукин Кот Отправить личное сообщение    Про бардов согласен на все сто!
А есть люди, которым помогли выжить песни рок-музыкантов.
       

24.02.2009 21:33:50    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Все было. Рок - это явление, которое, думаю, больше не повторится. Рок по природе экстремален, естественно, что он часто привлекал тех, кто был предрасположен к риску. Только рок их сгубил или Рок? На водку и наркоту людей сажали (и сажают сейчас) не музыканты, а совсем другие люди. И пофигизм у нас был всегда. Здесь каждый сам делает свой выбор. Я знаю людей, которых испортила армия. Есть люди, которых губит работа, семейная жизнь. Даже любовь (или страсть - как хотите) порой губит.
Что до ушедших рок-музыкантов, то это были замечательные, светлые люди, которые прожили короткую, яркую жизнь. И осуждать их также пошло, как осуждать Высоцкого, Маяковского, Есенина и всех ушедших поэтов.
       

26.02.2009 20:36:38    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Согласен.
       

23.02.2009 11:46:08    Кавалер Ленты Мёбиуса Андрей Мединский Отправить личное сообщение    
Ну в общем, Вы можее оставаться при своем мнении, переубеждать Вас бессмыслено.
Но если все же Вы заинтересуетесь, послушайте альбомы "Долгая счастливая жизнь" и "Реанимация" для начала - это поздний Летов.
       

23.02.2009 18:38:43    Сукин Кот Отправить личное сообщение    
Все правильно, Вы не ошиблись. Летова действительно называют интелектуалом, хотя он от этого как только мог открещивался, говоря, что как раз интелектуалы его не понимают.
Приведенный Вами текст из раннего Летова, еще, скажем так, панковского периода. Впоследствии он все дальше и дальше отходил от панка, от "грязной музыки, грязных текстов" (его собственное выражение). Впрочем, это не важно, я хотел сказать другое. Этот текст характеризует Летова, который делал все, чтоб не быть популярным, чтобы не нравиться тем, кого презирал. Вот припев из еще одной старой песни:

Лучше по уши влезть в дерьмо!
Я хочу быть любим,
Я хочу быть любим,
Я хочу быть любим,
Но не вами!
Лучше по уши влезть в дерьмо,
Но не нравиться вам,
Но не нравиться вам,
Ибо нравиться вам,
Мне противно!

Так что Вы с Летовым друг в друге не ошиблись. Как говорится, каждому свое.
       

Главная - Кафедра - Сияние. Размышления о Егоре Летове. (Андрей Мединский)

Rambler's Top100
Copyright © 2003-2015
clubochek.ru